Это уникальное издание – результат работы, за которую два года назад взялись журналист, создатель творческой студии «Я помню» Стас Киселев и руководитель «Издательского Дома» Валентина Захарченко
Немного предыстории. Сотрудничество соавторов альбома началось еще в 2018 году (это год смерти художника), когда Стас принес для печати перекидной настенный календарь с цечоевскими котами. Он шел в «Издательский Дом» целенаправленно – знал, что лучше в Костанае все равно никто не напечатает.
– Благодаря тому, что выпустили и распространили календарь, смогли позаботиться о последнем пристанище Руслана. Его захоронение представляло собой холмик и могло просто затеряться. Теперь там брусчатка, памятник, оградка – коты заработали для своего автора, – говорит Стас.
Спустя пять лет сотрудничество закрепилось трехтомником: «Георгий Соков. Путь художника» (выпущенный к 80-летию мастера в 2021 году), «30 мастеров» и «Рыцарь цвета» – то самое издание, о котором пойдет речь.
Мы искренне хотели взять интервью у Валентины Захарченко, но она, будто комета, пролетела по офису и была такова.
– Валентина Ивановна, в силу скромности, сказала бы, что ни при чем, – улыбается Стас. – За что благодарен ей? За то, что поверила в этот проект – так загорелась, что стала полноценным соавтором и редактором.
Что из этого вышло?
НЕ ТОЛЬКО КОТЫ
А еще кошки! И теленок, леопард, ворона, жираф и прочие твари (это не журналистская вольность, так обозначено в оглавлении альбома). На глянцевых страницах – герои легенд и мифов, образы и портреты, цифровые опыты – когда компьютер только-только появился, художник уже имитировал живопись в Paint. Создатели альбома стремились показать Цечоева мастером разноплановым, представить автора знаменитых котов с неожиданной стороны.
В книге собраны архивные материалы: полная версия буклета, который в 1992 году, к первой персональной выставке Цечоева, подготовила искусствовед Галина Гайдученко. Здесь же статьи Стаса Киселева: первая о том, как Руслан задумал выставить картины в колонии строгого режима, а вторая – репортаж, как говорится, уже с места события. Нидерландские афиши, репринт буклетов с европейских выставок – все это в прямом и переносном смысле добавляет альбому веса.
КВЕСТ ПО-ЦЕЧОЕВСКИ
Вы знаете, как выглядит карта сокровищ? На ней в обязательном порядке будут отмечены Германия, Бельгия, Нидерланды, около десяти городов России и наши Астана, Алматы, Костанай. Автор альбома искал следы картин повсюду! Начал с родных, друзей и знакомых (на страницах приведен внушительный список тех, кто помог с изображениями работ), использовал собственные коллекции. Звонил, писал, договаривался.
Например, картина «Ворона» отыскалась в России, фотографию «Собаки и кота» прислал живущий сейчас в Петербурге бывший врач психиатрической больницы Александр Катков, а «Златовласого Данте» (прежде Стас не видел эту работу) в виде исключения предоставила жительница Костаная Алла Шевченко.
В этом двухгодичном квесте автор альбома был вознагражден удивительными открытиями. Сам Колумб так не радовался, когда причалил к берегам, как он думал, Индии!
– Картина «Девушка с котом» была написана в 1992 году, – объясняет Стас. – Она считалась потерянной и чудесным образом нашлась! Следы вели к одному человеку, и я случайно спросил, а есть ли? Оказалось, есть…
От некоторых работ остался лишь цифровой след – фотографии. В свое время автор альбома стал свидетелем трагедии, когда Цечоев лишился выставки.
– Ему пообещали в престижной московской галерее персоналку. Он собрал картины, приехал вместе с продюсером, ждал-ждал… А потом выясняется, что персоналки не будет. И не только выставки, но и работ. Продюсер берет и закладывает эту выставку в банке, деньги тратит, картины не отдают, банк лопается, картины исчезают, – вспоминает журналист. – Руслан был шокирован, на этом фоне попал в Кащенко, потом кое-как, в тяжелейшей депрессии добрался домой. И уже позже признавался, что эта ситуация, может быть, даже помогла ему в творчестве. Новые краски, новые цвета…
РУСЛАНУ БЫ ПОНРАВИЛОСЬ
– Почему так уверен? Руслан всегда мне доверял: когда делал публикации, снимал фильмы, он никогда не упрекал в том, что что-то не так. Да и не был он зациклен на себе. Наоборот: легким, лишенным пафоса, очень настоящим, – перечисляет собеседник.
Создателям альбома предстояло передать эту подлинность – цвет, сложную слоистую фактуру (Цечоев не писал кистями, а использовал мастихин – специальный шпателек). А вместе с ними и душу мастера. Помогли современные технологии.
– У «Издательского Дома» есть возможности – материал отпечатали на новой машине (японская цифровая типографская машина Konica Minolta – прим.ред.). Оборудование позволяет творить чудеса, да еще с такой скоростью! На офсете подобного качества пришлось бы добиваться долго, – говорит Стас. – И никто ведь не верит, что такие вещи изданы в Костанае. Спрашивают: в Москве печатали, в Финляндии?
Там, где хромало качество самих фотографий, на помощь были призваны нейросети. Искусственный интеллект, где нужно, добавлял четкости и яркости – такая реставрация не отдалила, а наоборот приблизила изображение к оригиналу. Стас подтверждает: на мониторе перед ним представали картины, какими он их помнил!
НЕ ДОЖДАЛСЯ МЕЦЕНАТОВ
Форзацы альбома необычные – на фон из порванных обоев, стыдливо прикрывающих штукатурку, помещен портрет Цечоева кисти костанайского художника Олега Кускова. На портрете Рыцарь цвета и, конечно, кошачья свита.
– У Олега сначала получился Барак Обама, – смеется собеседник. – В итоге, смог поймать образ – сделал в стиле Руслана, о Руслане, заглянув ему в нутро. А почему потрепанные обои? Руслан действительно, и в этом нет ничего стыдного, жил в нищете, он нуждался. Что есть, то есть. Художники, да и все творческие люди, в большинстве своем совсем не менеджеры. Они не приспособлены к жизни и тем более не умеют продавать свое творчество.
Стас Киселев убежден: не должно быть так, что кому-то повезло, а кому-то нет. Поддержка одаренных казахстанцев – задача государства, которую частично можно делегировать… людям с деньгами и художественным вкусом:
– Все, что может и должно сделать государство – это принять уже несколько лет как готовый, обсужденный, рекомендованный закон о меценатах. Дайте возможность тем, кто ценит искусство, помогать тем, кто его создает. Руслан всю жизнь мучился, что такой возможности нет…
В БЕСПЛАТНОМ ДОСТУПЕ
Благодаря костанайским предпринимателям (почти все они не захотели раскрывать имен), авторы смогли в разы снизить стоимость альбома. А это, в свою очередь, позволило распространить книгу по библиотекам региона. Для тех, кому важно иметь альбом в собственной коллекции, отпечатан лимитированный тираж. Пока мы записывали интервью, костанаец – поклонник творчества Цечоева приобрел книгу, а заодно и две первые части трехтомника. Признается: всегда хотел купить картину художника, да не получалось…
Книг с каждым днем меньше, но не бойтесь не успеть – «Издательский Дом» собирает заказы, чтобы затем отпечатать необходимое количество экземпляров.
P.S. У альбома есть электронная версия. Найти ее можно на сайте www.tsechoev-art.com.
Стас Киселев, автор альбома «Рыцарь цвета»:
– Руслан – тот художник, который может стать для нашего региона брендом. Тем же, кем стал Пиросмани для Тифлиса. Сам Руслан сейчас громко бы хмыкнул, но я не сравниваю их как мастеров, а говорю об узнаваемости персонажей. На эти фигуры, на эти глаза невозможно не отреагировать. Их один раз увидишь и уже точно знаешь – это Цечоев.
Елена НОВАК,
Фото Ларисы БОЖКО
и предоставлено
Стасом КИСЕЛЕВЫМ
Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77