Здравоохранение Костанай и костанайцы

В Костанайской области собираются внедрить программу, которая позволит обследовать беременных как в США и Европе

Новшество поможет свести к минимуму человеческий фактор и ошибки при выявлении патологий развития плода на ранних сроках беременности, а также рассчитывать риск хромосомных аномалий и вероятность поздних осложнений беременности

О развитии пренатальной диагностики в регионе, встречающихся патологиях плода, опыте Санкт-Петербурга и планах нашего здравоохранения говорим с главным внештатным узистом Костанайской областной больницы Тамарой Кабылтаевой.

Интересно, что наша беседа состоялась в преддверии Всемирного дня врача ультразвуковой диагностики, который отмечают 29 октября. Ровно 30 лет назад, подчеркнула Тамара Кабылтаева, зародилась ультразвуковая служба и в Казахстане.

Передовик производства

Для начала немного расскажем о нашей героине: Тамара Айтбаевна в медицине 45 лет, из них почти 18 является главным узистом Костанайской области. При этом свою деятельность врач начинала не с УЗИ-диагностики, а педиатрии. Почти 10 лет она проработала заведующей детским инфекционным отделением Наурзумской районной больницы.

В 80-е годы Тамара Кабылтаева как передовик производства была включена в состав делегации врачей, которая направилась в Финляндию для изучения технологий в области медицины. Вскоре после этого Тамара Айтбаевна оставила педиатрию и бесповоротно ушла в УЗИ в 1993 году.

Наша героиня – специалист широкого профиля. «Просканировать» на аппаратах она может все: сердце, органы брюшной полости, сосуды, костную, мочеполовую и нервную системы. Тамара Айтбаевна одна из первых в Казахстане начала «смотреть» трансплантированные органы. Сейчас у нее наблюдаются три костанайца с пересаженной печенью и порядка 40 человек с донорскими почками. «Дебютным» пациентом в 2012 году стал наш земляк Жанибек Успанов – первый казахстанец, перенесший пересадку сердца.

– Тогда я ездила в Астану к Жанибеку, вместе со мной работали доктора из Литвы и Франции, которые на тот момент имели дело с пересаженными органами уже около 20 лет, – отмечает Тамара Кабылтаева. – Мы с ними в течение двух недель постоянно смотрели сердце на совместимость тканей, чтобы не пошло отторжение.

Но главная стезя нашей героини – пренатальная ультразвуковая диагностика. На этом подробно мы и остановимся.

Пороки, пороки…

В конце сентября-начале октября Тамара Кабылтаева приняла участие в первом международном конгрессе «Современные аспекты пренатальной диагностики» в Астане, на котором присутствовали ученые из Китая, Беларуси, Украины, Израиля, России. Специалисты разбирали уникальные клинические случаи, обменивались опытом, а также проводили УЗИ врожденных пороков развития плода с участием беременных пациенток.

Главная проблема для современной пренатальной диагностики – как раз пропуск пороков на нужных сроках, в результате чего у нас рождаются дети, впоследствии получающие инвалидность.

– У нас по пропущенным порокам каждый раз проходит работа, мы составляем отчеты и отрабатываем все случаи с коллегами, чтобы такого не допускать, но, к сожалению, человеческий фактор никто не отменял, – объясняет Тамара Айтбаевна. – В основном врачи пропускают образования в голове – гипоплазия (недоразвитие) – маленький мозжечок или мозолистое тело. Всего мы смотрим семь позиций.

На минувшем прогрессе, рассказывает специалист, отметили врачей Костанайской области, Алматы, Астаны и Шымкента, которые на фоне остальных регионов неплохо выявляют внутриутробные пороки развития. Персональную грамоту от вице-министра здравоохранения получила и наша героиня за вклад в развитие медицины и преданность своему делу.

Весь «костяк» УЗИ-специалистов, говорит Тамара Айтбаевна, обучен, и не раз, в учреждениях ближнего и дальнего зарубежья, в том числе и в Израиле. Летом наши врачи прошли стажировку в Научно-исследовательском институте акушерства, гинекологии и репродуктологии имени Д.О. Отта в Санкт-Петербурге.

– Мы работали в большом перинатальном центре, который раньше называли императорским, он был образован по указу Павла I. Там сохранились старинные лифты и орган, стены очень толстые, чтобы женщинам было тепло, – делится впечатлениями врач. – Там работают одни ученые, проводят обследования на хромосомные аномалии, мы же только начинаем это делать. Но несмотря на высокий уровень развития и в Санкт-Петербурге много младенцев рождается с пороками – 24 600 в год, из них 50 – с синдромом Дауна. Содержание одного ребенка с особенностями обходится государству в 220 тыс. рублей в год. У нас тоже выходят большие суммы, поэтому наша задача – выявлять аномалии развития на ранних сроках, когда беременность еще можно прервать.

Какие пороки встречаются чаще всего? Сердца – 1 место, 2 место – связанные с развитием ЦНС, которые в будущем вызывают неврологические расстройства, причем они часто идут вкупе с пороком сердца. Такие дети, как правило, рождаются недоношенными, заболевают пневмонией, желтухой, может возникнуть и внутриутробная инфекция. 3 место по частоте – аномалии костно-суставной системы. Младенцы с такими пороками рождаются с маленькими ручками, ножками или грудной клеткой.

– Чтобы все это вовремя увидеть, надо в четко установленное время проходить скрининги. Некоторые пороки видны только на 11 неделе. Если мама пришла позже, аномалию можно пропустить. На 20, 25, 30 неделе уже вообще ничего не видно. До 13 недель мы должны выявить все, – объясняет специалист. – Но некоторые женщины не только вовремя не ходят на УЗИ, так как живут в отдаленных уголках области, но и вообще рожают, будучи необследованными. В прошлом году мы выявили пять будущих детей с синдромом Дауна, в этом – уже 10. Причина зачастую была в мамах, которые не сдали анализы. Некоторые просто приехали поздно, а потом по срокам опоздали на прерывание беременности. Пять женщин узнали про диагноз, но все равно приняли решение рожать. Есть те, кто просто не верит врачам, – заключает специалист.

Из района сразу в центр

В следующем году регион получит четыре новых аппарата УЗИ экспертного класса, один из них точно отойдет областной больнице. Но не собственно в оборудовании дело: с нового года, согласно планам облздрава, Костанайская область намерена присоединиться к программе Astraia – единственной принятой на международном уровне системы оценки пренатальных рисков. Программа используется в США и странах Европы. Ее нужно закупить отдельно и установить на аппараты по всей области, тогда ведущие доктора-узисты из Костаная смогут совместно с коллегами из районов (и даже частных кабинетов) просматривать снимки в режиме реального времени и делать заключения.

Важно, что пациенткам для прохождения экспертного УЗИ теперь не нужно будет выезжать в областной центр! Кроме того, программа сама выставляет все параметры плода согласно сроку, и если где-то есть отклонения, сигнализирует об этом врачу. Так риски пропуска пороков снижаются до минимума.

– Мы сможем с помощью Astraia соединяться с Аркалыком, Джангельдинским районом и смотреть снимки, если у врачей возникли подозрения. У нас еще проблема в том, что не во всех районах есть специалисты, которые обследуют именно беременных. Это неудобно для пациентов, – констатирует Тамара Кабылтаева. – Программу мы изучили в Питере, а ранее – в Таразе. Именно там впервые в стране начали работать по ней. А вообще новшество пришло к нам из Англии.

Около года назад при женской консультации начал действовать Центр охраны плода – обитель будущих мам. За время его работы у нас появился доктор, который начал самостоятельно проводить амниоцентез – взятие на анализ околоплодных вод для выявления аномалий развития будущего ребенка. К слову, ранее на эту процедуру женщин направляли в Астану. Теперь все доступно на месте. Также в нашем перинатальном центре есть цитогенетик. Если в 2024 году для него приобретут нужное оборудование, диагностика пороков выйдет на новый уровень.

Татьяна ФАЙЛЬ,
фото Абиля ДОЩАНОВА
и из архива героини


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77