С октября в Костанае ведет прием ветеринарный специалист, который занимается исключительно «экзотами». Кого можно смело отнести к этой группе? Если коротко – всех, кроме кошек и собак.
Знакомьтесь, Павел Сергеевич Фридман. Молодой и амбициозный ветврач, прибывший к нам из Екатеринбурга. Сейчас он работает в местной клинике «Догма», и за короткое время уже успел завоевать известность среди любителей нетипичных животных – так называемых «экзотов», которые живут за пределами своей естественной эндемической зоны. К этой категории принято относить всех питомцев, кроме кошек и собак. Даже привычные нам попугаи, хомячки, морские свинки и ящерицы тоже по своей сути являются экзотическими.
Читателям «НК» Павел Фридман рассказал, какие условия необходимо соблюдать, чтобы «экзоты» чувствовали себя у хозяев «как дома».
– Хоть экзотические животные и живут у нас в домах, квартирах, но они все-таки не одомашнены. Они ведут себя так же, как вели бы в естественной среде, то есть не показывают клинических признаков заболеваний, пока организм не будет истощен до декомпенсаторных процессов – ослабленное животное в дикой среде тут же становится добычей, – объясняет ветеринар. – Задача владельцев необычных питомцев – сделать условия содержания и рацион наиболее приближенными к естественной среде, а также проходить профилактическую диспансеризацию хотя бы раз в шесть месяцев.
Можно ли вылечить экзотическое животное при болезни? Естественно, но надо понимать, что все упирается в возможности диагностического оборудования. Впрочем, опыт работы у Павла Фридмана богатый: он восстанавливал после травмы весничку (певчую птичку – прим. «НК») весом в 4 грамма, участвовал в лечении белохвостого орлана весом в 4 килограмма, выполнял терапевтические манипуляции с шустрыми игрунками и сурикатами, принимал неторопливых черепах и игуан.
– Но для меня все-таки наибольший интерес вызывают случаи, когда тандем ветеринарного врача и ответственного владельца справляется с самым тяжелым и, казалось бы, безнадежным состоянием у животного. Например, когда участвуешь в выпуске на волю обыкновенного сизого голубя, уже смирившегося со своей судьбой от тяжести заболеваний, но вовремя попавшего в руки сочувствующему человеку, который убежден, что каждая жизнь ценна, – уверен Павел Фридман.
Какие рекомендации можно дать тем, кто хочет завести экзотическое животное? Самое главное, говорит ветврач, нужно разобраться с особенностями поведения и содержания желанного животного: уточнить информацию у проверенных и известных заводчиков и понять, сможете ли вы создать ему необходимые условия в доме.
Кстати, это касается и спасения диких животных… Этот вопрос мы тоже решили задать ветврачу: нужно ли изымать животное из дикой среды во имя спасения, если в природе им суждено погибнуть?
– Я считаю, что можно и нужно, но только если мы сможем полностью излечить его заболевания и подготовить к выпуску обратно в дикую среду, – поясняет Павел Фридман. – А если невозможно, нужно будет создать благоприятные условия для жизни в новом доме. Но стоит помнить, что выхаживание и лечение может быть долгим и дорогим. Это нужно понимать, прежде чем подбирать животное, то есть брать за него ответственность.
В «Догму» в Костанае сердобольные горожане уже приносили голубей – птиц, которые умирают каждый день, и которых, как правило, не жалко. На эту тему ветеринар уже писал в своем блоге небольшую философскую историю. Прочитайте и вы:
«Есть люди, спасающие от холода и голода собак, те, кто не может пройти мимо заплывших гноем котят, но также есть люди, безмерно жалеющие голубей. Раз в пару месяцев ходит к нам мужчина. Ну как ходит, ездит на такси за 200 км из закрытого города вместе с 5-8 новичками-счастливчиками.
Он содержит в своей квартире от 30 до 80 голубей. У всех разные диагнозы, разные витальные прогнозы. Кого-то вылечит и выпустит, конечно. И вот тут кроется неоднозначность такого сердоболия. Имея уже большой опыт выхаживания и слушая наши рекомендации, иногда подлечивает их самостоятельно, всех же к нам не привезти. Не всегда верно подбираются препараты, в том числе антибиотики, может не выдерживаться их курс, быть недостаточной доза. А когда один занимаешься таким количеством подопечных, да еще и в обычной квартире, условия для дезинфекции не удается соблюдать.
Так и расправляют голубушки свои крылья, унося в небо хранившуюся внутри суперинфекцию – флору, обучившуюся бороться с широким выбором антибиотиков. Голуби потом обмениваются ею с соплеменниками, а те, в свою очередь, попадут к своему герою истощенные на лечение…»
СПРАВКА: Павел Фридман окончил Уральский государственный аграрный университет в 2018 году,затем преподавал в аспирантуре. С первого курса работал волонтером в центре реабилитации животных и пробовал себя в качестве ассистента в ветеринарных клиниках Екатеринбурга. Сейчас специалист читает лекции в университете и занимается научно-исследовательской деятельностью.
Татьяна ФАЙЛЬ, фото из архива Павла ФРИДМАНА
Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77