Костанай и костанайцы Экономика

Законно ли костанайские предприниматели берут оплату у горожан?

После того как по республике прошла новость о запрете оплаты переводом, владельцы небольших магазинчиков стали использовать разные способы, чтобы не терять прибыль

Насколько они законны, проверил «НК».

ПОЧЕМУ ЗАПРЕТИЛИ ПЕРЕВОД?

Этот момент разъяснили в Департаменте госдоходов.

При оплате мобильным переводом осуществляется безналичный переход денег со счета одного физического лица на счет другого, при этом не отражаются и соответственно не оплачиваются налоги.

– В налоговых декларациях видны только платежи, которые прошли через QR-код, Google play, NFS-переводы, – отмечают в ДГД.

Признаком того, что оплата происходит законно, является чек. Если вы оплатили покупку через POS-терминал картой, либо QR-кодом, то продавец отдаст чек. Также если вы расплатились наличными и платеж зафиксировали контрольно-кассовой машиной, предприниматель не нарушает закон.

– А перевод нигде не фиксируется, что является нарушением, за которое предусмотрена административная ответственность в виде предупреждения, при повторном нарушении это влечет штраф от 15 до 50 МРП в зависимости от субъектности налогоплательщика, – информируют в Департаменте госдоходов.

Еще контроль законной работы предпринимателей утяжеляет мораторий, введенный указом Президента РК на период с 1 января 2020 года до 1 января 2024 года, на проведение проверок субъектов малого и микробизнесов.

По сути, нарушение можно зафиксировать только после официальной жалобы граждан. Так, с начала 2023 года костанайцами было направлено 39 сообщений, по итогам рассмотрения которых составлено 8 административных материалов.

А вот с 2024-го уполномоченные органы начнут контролировать эту сферу. Под пристальное внимание подпадут граждане, получавшие переводы от 100 разных лиц ежемесячно в течение трех последовательных календарных месяцев.

– Хотелось бы отметить, что вышеуказанные изменения нацелены только на вывод из тени незаконной предпринимательской деятельности, – акцентируют в департаменте. – Физические лица, как и прежде, могут совершать и принимать мобильные переводы в своих личных целях.

ЗА НАЛИЧКУ – СКИДОЧКА!

Корреспонденты «НК» решили пройтись по точкам, на которые поступали жалобы от наших читателей и проверить лично, как там принимают оплату.

Например, в магазине игрушек «Детки-конфетки», расположенном в ТЦ Mega, есть терминал и соответственно оплата по карте. Но при наличном расчете действует скидка в 10%. А это довольно выгодное предложение для покупателей, многие соглашаются на такую сделку.

В магазине мы не нашли табличек, информирующих об этой акции, но на кассе вам обязательно об этом скажут.

– А в чем для вас выгода? Вы же себе в убыток это делаете? – спрашиваем под видом покупателей.

– Мы получим одинаковую выручку при любом способе оплаты, просто при наличном расчете налог меньше, – отвечает продавец.

О похожей ситуации сообщили жители Тобыла. При оплате наличкой в магазине «Десяточка» тоже действует скидка.

Законно ли это?

– Согласно статье 40 Закона РК «О платежах и переводах», индивидуальные предприниматели или юридические лица обязаны осуществлять продажу товаров по одинаковой цене при оплате наличными деньгами и платежными карточками, – объяснили в Департаменте госдоходов.

Кстати, некоторые магазины, делая скидки при наличном расчете, вводят в заблуждение потребителей, говоря, что это законно при оптовой торговле.

– При отказе в принятии платежей с использованием платежных карточек предпринимателями, предоставляющими следующие виды деятельности – оптовая и розничная торговля, предоставление услуг гостиницами, ресторанами, фитнес-клубами и другими, предусмотрена административная ответственность, – сообщили специалисты.

О КАРТАХ НЕ СЛЫШАЛИ

Корреспондентам «НК» отказали в оплате картой в «Пятачке» по ул. Амангельды и «Грезах» по ул. Баймагамбетова.

– Нам это невыгодно, – коротко ответили продавцы на наши замечания. – У нас и так много клиентов, которые готовы покупать за наличку.

За время рейда мы столкнулись с еще одной ситуацией. В магазинчике по ул. Тәуелсіздік, напротив Центра миграционных услуг, принимали оплату через карту и QR-код, но только на покупки, превышающие 500 тенге. Почему?

– Как отменили переводы, хозяйка ввела такое правило, – объяснила продавец. – Просто невыгодно отдавать процент банку Kaspi.kz за оплату недорогих товаров по типу жвачки, воды и пр.

Понять предпринимателей можно – платить налоги государству и процент банку, действительно, становится невыгодно. Выхода два: первый – повышать цены и продолжать платить проценты, второй – обходить дополнительные проценты банка или государства, используя наличный расчет.

В обоих случаях страдают потребители.

Настоящая анархия творится в отделах по ул. Складской и рынке. Скорее исключением становится наличие терминала, нежели его присутствие.

Речь идет, конечно, о небольших точках. В крытых павильонах, оборудованных холодильными установками, таких ситуаций замечено не было.

– Почему бы вам не установить терминал, вы же поступаете незаконно? – напрямую спрашиваем у продавца фруктов на рынке.

– Тогда цены будут золотыми. Кто купит, если делать все по закону? Пока никто не жаловался. Да мне выгоднее штраф заплатить один раз, чем постоянно отдавать проценты банку. Кому не нравится, тот у меня не покупает, – ответила женщина.

Кстати, многие продавцы на базаре не страшатся переводов и активно используют их, если у покупателей нет с собой наличных денег.

ПОЧЕМУ НЕ ВСЕ БАНКИ?

Еще одна проблема, о которой сообщали покупатели, – отсутствие терминалов разных банков. Почему у некоторых предпринимателей есть на выбор оплата и Kaspi.kz, и Halyk, и Jusan, а в других только Kaspi.kz? Законно ли это?

– Налогоплательщики самостоятельно выбирают, с каким банком заключать договор и какой POS-терминал применять в своей деятельности, – ответили на вопрос в ДГД. – Если имеется терминал хотя бы одного банка, нарушения нет.

В данном материале мы рассказали только о тех торговых точках, где нами были замечены нарушения. А это совсем небольшой процент от общего числа предпринимателей города. Большинство действуют по закону, не нарушая прав потребителей.

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ЗАМЕТИЛИ НАРУШЕНИЕ? 

Если вам не выдали чек или отказали оплатить картой, отправьте сообщение через бесплатное мобильное приложение WIPON cashback. Оно доступно для скачивания в Google Play market и Арр Store.

При направлении жалобы необходимо прикрепить фото или видео, которое будет являться доказательством совершения административного правонарушения. Также указать адрес торговой точки и характер нарушения.

В случае подтверждения, лицу, направившему жалобу, выплачивается вознаграждение в сумме 1 000 тенге (за минусом ИПН) на баланс телефона.

Кроме того, жалобу можно направить через платформу eOtinish, портал eGov.kz или лично принести обращение в Департамент государственных доходов по адресу: ул. Майлина, 2.

 

 

Екатерина БАЙНЯШЕВА, фото автора и
Ларисы БОЖКО


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77