За 2021 год в департамент по защите прав потребителей поступило 141 обращение
Об этом на брифинге сегодня, 13 апреля, сообщил руководитель ведомства Мурзахан Ерканов. Он напомнил, что департамент по защите прав потребителей (ДЗПП) является отдельным госорганом с 2019 года и активно реагирует на жалобы населения в сфере отношений покупателей и продавцов.
Так, только за первый квартал 2021 года в ведомство поступило 141 обращение от жителей Костанайской области. Причем люди обращаются как письменно, так и с помощью соцсетей и приходят на личный прием.
В результате проведенной работы обратившимся помогли восстановить их права и вернуть средства, оплаченные за некачественный товар, в размере 4,9 млн тенге.
Самая большая сумма возврата составила 3,1 млн тенге.
– Мы начали проводить проверку, но магазин возместил своему покупателю данную сумму, поэтому человек жалобу отозвал, а мы прекратили проверку, – рассказал Мурзахан Ерканов. – Что касается некачественных товаров, то хочу напомнить: согласно ст. 30 Закона «О защите прав потребителей», если продавец не дал гарантийный талон, то покупатель вправе в течение двух лет вернуть товар и потребовать обмена или возврата денег. К примеру, вы купили микрофон, через полгода он сломался, тогда вы имеете право пойти и обменять этот товар на новый. Жалобы к нам поступают в основном на розничную торговлю. Продавцы не принимают претензии, не возвращают деньги, разными способами пытаются уклониться от требований закона. Порой даже сами предприниматели не знают, что у него имеются подобные нарушения.
Мурзахан Ерканов подчеркнул, что в 2020 году в законом была введена трехступенчатая система рассмотрения жалобы потребителя: сначала вы обращаетесь к продавцу (он обязан в течение 10 календарных дней дать мотивированный ответ или сразу удовлетворить жалобу, то есть обменять товар или вернуть деньги), если это не помогло, то идете уже в ДЗПП или общество защиты прав потребителей «Фемида+», то есть пользуетесь поддержкой юридически грамотных специалистов. Последняя стадия – это иск в суд.
Кстати, в каждом магазине должна быть размещена информация о владельце магазина, контактные данные, к кому можно обращаться в случае возникновения нежелательных ситуаций, а также контакты и адреса ДЗЗП, «Фемиды+» и центра медиации, которые могут помочь потребителю решить его проблему. Однако подобные вывески в наших магазинах увидишь нечасто…
В том числе Мурзахан Ерканов предупредил, что если вы столкнулись с запретом на фото- или видеосъемку в магазине, то знайте: вас намеренно обманывают. Данное право закреплено ст. 24 Закона о Защите прав потребителей». Тем не менее во многих магазинах и супермаркетах можно увидеть табличку «Фото и видео запрещено!». О таких фактах необходимо сообщать в департамент.
– Нарушением является и то, когда покупателя ставят перед фактом: цена за оплату наличными выше, чем картой. Это незаконно, таким образом предприниматель скрывает налоги. Такие факты мы будем отрабатывать вместе с налоговиками, – отметил Мурзахан Ерканов.
Золотое правило покупателя, чтобы не попасть впросак: всегда берите чеки, помните, что некачественный товар всегда можно вернуть, проверяйте предпринимателей перед тем, как делать у них большие заказы.
– Во время пандемии многие перешли на онлайн-торговлю и выставляют не свои фото товаров. На картинке все красиво, а в действительности клиент получает ту же мебель низкого качества. Таким образом потребителя вводят в заблуждение, – предупреждают в ДЗПП. – Нужно спрашивать о госрегистрации ИП, о месте, где проходит производство. Потребитель имеет право пойти и посмотреть, где собирают, к примеру, мебель.
Если вы столкнулись с тем, что вам продали некачественный товар и отказались обменять его либо вернуть деньги, это повод для обращения в ДЗПП по адресу: ул. Майлина 2/2, тел. руководителя – 53 46 80, специалистов – 53 60 46, горячая линия – 8 705 320 31 00.
Также жалобы принимаются через «Инстаграм»: @zpp.kostanay и республиканскую платформу e-tutynushy.kz.
Татьяна НАЗАРУК
Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77