Костанайский мелькомбинат – от паровой мельницы до макаронной фабрики
Марка «Корона» за много лет стала культовой не только в нашем регионе, но во всем Казахстане и даже за его пределами – костанайская макаронная фабрика входит в пятерку крупнейших в СНГ
Сегодня предприятие круглосуточно производит муку и макароны, а всегото 10 лет назад праздновало установку итальянского оборудования и давало пуск фабрике макаронной продукции.
За век существования Костанайский мелькомбинат повидал несколько хозяев. Предыдущий владелец, агрохолдинг «Зерновая Индустрия», работал по всему Казахстану, но около семи лет назад распродал все мельницы и отошел от производства муки. Костанайское предприятие купил бизнесмен из Баку Логман Оруджев. Сейчас он является генеральным директором АО «Костанайский мелькомбинат». Новое руководство не без помощи местных специалистов продолжает сохранять традиции и шагать в будущее. А хранить этому предприятию есть что.
По следам мукомола Архипова
Как гласит исторический очерк В. Малехонькова и З. Толстых, в 1892 году в Кустанае была построена первая паровая мельница Ведрова, после перешедшая к купцу второй гильдии Михаилу Архипову. Старожилы утверждали, что последний мельницу поджег, предварительно застраховав в нескольких обществах, и получил за нее крупную сумму. На месте пожара Архипов выстроил новую кирпичную четырехэтажную мельницу с паровой машиной.
Об историческом прошлом этого объекта сегодня напоминает только краснокирпичная труба парового котла. Она появилась здесь в 1902 году. К счастью, до сегодняшнего дня этот памятник промышленной архитектуры начала ХХ века сохранился почти в идеальном состоянии.
– Под этой трубой раньше были некие строения, похожие на туннели или катакомбы, но во время строительства макаронной фабрики их засыпали, – вспоминает замгенерального директора по производству АО «Костанайский мелькомбинат» Анатолий Фирсов.
По территории предприятия до революции пролегали железнодорожные пути: по ним курсировали вагонетки с зерном. Теперь и этого нет.
– Паровой мельницей Архипов владел до 1919 года. Историки отмечают, что ему дольше, чем всем остальным южноуральским купцам, удавалось «договариваться» с новой революционной властью. Архиповская мельница без преувеличения кормила город. Но история и время распорядились по-своему: его предприятие было национализировано, и Михаил Петрович потерял большую часть своего имущества, – ранее рассказывала «НК» заведующая отделом Костанайского областного историко-краеведческого музея Галина Саталкина.
Руководство мелькомбината историю своего предприятия помнит и чтит. Именно в честь купца Архипова были названы макароны «Купеческие». Это тоже бренд «Короны», который появился примерно в 2014 году.
– В свое время нам было интересно, кто такой купец Архипов, построивший паровую мельницу. Мы начали изучать архивы и узнали, что из Кустаная он переехал в Челябинск. Там его след и теряется, – говорит Анатолий Фирсов.
В историко-краеведческом музее подчеркивают, что в марте 1918 года об Архипове писала челябинская газета. Купец пробыл там до лета 1919 года, а потом сбежал вместе с отступающими белогвардейцами. Дальнейшая судьба купца-мукомола неизвестна.
В советское время мельница перешла в государственную собственность. Ее много раз перестраивали, а затем снесли. На месте старого здания выросли новые крупные индустриальные зерноперерабатывающие объекты. Одно из них появилось в 70-е годы и существует до сих пор. В 2004 году здесь начали производить первые макароны марки «Корона», а спустя шесть лет открылась новая фабрика, которую окрестили самой крупной в Казахстане.
Анатолий Фирсов приехал работать на мелькомбинат из Лисаковска в 2010 году и как раз застал время масштабного строительства.
– Я был и на открытии фабрики. К нам тогда приезжал Президент страны Нурсултан Назарбаев, – рассказывает Анатолий Фирсов. – Помню, как мы суетились, приводили территорию комбината в порядок, даже сосны высаживали. Оборудование для фабрики привезли из Италии. Монтировали и все настраивали под руководством зарубежных специалистов. Пробыли они здесь недели две: вместе мы запускали фабрику, дегустировали первую продукцию, потом шла отточка, чтобы получить нужный результат. Назарбаев давал тогда старт производству, так называемый первый звонок. Все рабочие пробовали макароны, варили их на фабрике. Это был исторический момент.
Самое сложное – поедание
Сегодня предприятие экспортирует продукцию в Афганистан, Туркменистан, Грузию, Узбекистан и Россию. Как говорит коммерческий директор АО «Костанайский мелькомбинат» Куан Ескаиров, «Корону» можно найти даже в Тюмени и Москве.
– На рынок Узбекистана мы зашли несколько месяцев назад, и те компании, которые с нами сотрудничают, уже хотят быть дистрибьюторами, потому что наша мука там хорошо пошла, – отмечает Куан Ескаиров. – В Туркменистан мы возим макароны меньше года, и фирма, которая с нами работает, хотела быть единственным нашем покупателем в стране. Но так, конечно, мы не можем: нужно и Казахстан оснащать, и отдавать на экспорт. Надеемся, что к нам еще вернется Кыргызстан.
Самый крупный на сегодня потребитель муки «Корона» – это Афганистан. Страна забирает около 70-80% первого сорта. Когда там произошла смена власти, что всколыхнуло весь мир, эти события отразились и на Костанае. У покупателя начались проблемы с оплатой.
– У нас тут около недели была паника. Мы не знали, куда будем девать муку, потому что нет готовых складов для хранения такого огромного количества продукции, – подчеркивает Куан Ескаиров. – С их стороны возникли проблемы с платежами: покупатель не мог напрямую произвести оплату и стал отправлять деньги через банки ОАЭ, США, Пакистана и Украины. Даже сейчас есть некоторые трудности, но мы пока работаем.
Специально для Афганистана «Корона» разработала свой бренд муки. На мешках, которые идут в другую страну, обязательно есть изображение палуана и перевод на персидский язык, который в Афганистане является официальным.
– Сверху остается наше лого, это все та же «Корона», но только с палуаном. Такая фишка хорошо пошла, другую муку афганцы не признают. Кстати, этот мужчина вполне реальный. Он из Алматы, лицом марки его выбрала еще «Зерновая Индустрия». За использование изображения модели заплатили, так что все официально, – смеется Куан Ескаиров.
Говорят, что те, кто работает в колбасном цеху, колбасу никогда не покупают, потому что видят, как и из чего ее изготавливают. А как дела обстоят с мукой и макаронами? Анатолий Фирсов уточняет, что у него дома лежит только местная продукция.
– Но я не нахваливаю нашу муку, не говорю, что она лучше всех. Мука везде одинаковая, но зачем я буду ехать к другому производителю и покупать, к примеру, макароны «Цесна», если наши сделаны из хорошего сырья? – отвечает Фирсов. – В народе ходят слухи про отбеливание муки с помощью химии. Но для чего это делать, если по технологии мы и так выходим на ту белизну, которая нам необходима? При закупе зерна обязательно рассматриваем его качественные показатели, смотрим на количество белка. Если сырье хорошее, то и отбеливать ничего не нужно.
Мелькомбинат уже давно отработал и свою технологию изготовления макарон. «Корону» производят с добавлением твердых сортов муки. Это придает продукту более яркий вкус и не позволяет ему развариваться. Есть такой лабораторный термин – кусаемость. Он характеризует твердость макарон, которая обязательно должна присутствовать. «Корона» этот эффект дает. «Купеческие» в цене чуть ниже, потому что там используют только мягкие сорта.
С момента рождения до упаковки макарон проходит шесть часов. Они включают в себя этапы замеса теста, выведения его через матрицу для получения формы, сушки и стабилизации. Чтобы макароны «созрели», требуется еще не менее пяти часов. Самый сложный этап этой цепочки, шутит Анатолий Фирсов, – поедание. Он же и самый вкусный.
На макаронной фабрике, кстати, пахнет как в пекарне: аромат теста исходит от готовой продукции во время сушки. У нас вторым хлебом принято называть картофель, но, может, это все-таки макароны?
Татьяна НАЗАРУК
Фото Абиля ДОЩАНОВА
Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77