96 лет назад в Омске родился октябренок, пионер, школьник-активист Леонид Васильевич Дьячков
Позже семья отправилась на Украину, так как отец поехал строить Сталинскую железную дорогу.
– Жили сначала в пассажирском вагоне: его половина – это наша комната, другая – штаб отца, – вспоминает Леонид Васильевич. – Я хорошо помню финскую войну, когда Чкалов через мост летал. Мне тогда тоже захотелось стать летчиком. Мы, 13-летние мальчишки, играли в «войнушки» в землянке, когда уже остановились с семьей в Днепродзержинске.
В один из солнечных дней 1941 года маленького Леонида отправили в магазин, в этот момент по радио прозвучали слова о начале войны. Повзрослеть детям того времени пришлось рано.
– В 1943 году канонада была слышна все сильнее, – делится Дьячков. – В подсобных хозяйствах капуста росла, мы срывали, которую не убрали, и возили продавать. Однажды с братишкой и соседом Колей возвращались в землянку, а тут с собаками полицаи. Немец скомандовал присоединить нас к этапу, который гнали из Днепропетровска через Днепродзержинск в Германию. Около недели шли пешком, нам на десятерых кидали немецкие галеты, одну в день. Кушать очень хотелось. Спали в коровниках, на станциях…
В тумане Леня с товарищами попытались сбежать, да только их нашли.
– Ничего не видно, только слышно, что вдали собаки лают, нам туда не надо. Хотели было в стог сена спрятаться, но решили в траву, к воде, – пересказывает события ветеран. – Утром четверых из того стога сена, куда мы полезть хотели, расстреляли на наших глазах. А потом машина приехала. «Киндер, ком!» И стрелять в небо стали. Мы вышли, думали, конец. Я обнял братишку, поцеловал. Но нас не тронули. Увезли. Позже посадили в вагон.
Пленных поезд повез в Германию. Там их уже ожидали богатые помещики, готовые набирать себе рабов. Троих товарищей посадили в машину и повезли «лечить» в санитарную палату концлагеря Освенцим.
– Нам делали уколы, от которых мы становились большими и надутыми, выкачивали из спины жидкость. Мы боялись медсестер и прятались под кровать, – вспоминает Дьячков. – На что они нам говорили, что лечат нас, а мы потом будем долго жить.
Однажды надзиратели приказали парням: «В баню!»
– Оказалось, у такой бани есть название. Камера для сгорания, – говорит Леонид Васильевич. – Так туда еще и ровным строем необходимо идти. Солдат Альфред, помню, так его звали, приказал что-то. Другой кивнул, и нас троих увезли. Так и начались наши трудовые дни. Чистили сапоги, строили дорогу… Спали в казармах. Хозяйки кормили нас хорошо.
Спастись бегством удалось, когда немцы, знатно опьянев, уснули и потеряли над собой контроль.
– Смелыми нужно быть, любить и уважать родную землю, старших, – заключает Дьячков.
Яна ГАРЬКУША, фото и видео Нуржана СМАИЛОВА
Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77