Яков Никушин – местная легенда. В его домашнем музее точно побывали все односельчане и районные чиновники
Приезжали даже гости из Костаная и Житикары. Оно и неудивительно, такого изобилия, считаем, не найдешь нигде в области!
Еще в 2018-м Яков Александрович хранил свое добро в сарае и прямо во дворе, но позже сделал настоящий музей из гаража. Там даже соответствующая вывеска есть. Все серьезно!
Включаем свет, заходим… А глаза и не знают, куда смотреть: кругом магнитофоны, печатные машинки, радиолы, фотоаппараты, видеокамеры… Огромная и уникальная коллекция советской техники, а также сувенирной продукции в виде бюстов, значков, знамен, статуэток, часов и прочего. Через все эти вещи хорошо просматривается советский быт и в целом эпоха.
– Все это начал собирать лет 25 назад, – рассказывает Яков Никушин. – Сначала жил в одном доме, потом переехал, забрал все с собой. Дети не раз в город звали, но я не хочу. Здесь родился, хочу здесь и умереть.
Если в старом доме у нашего героя специального помещения для коллекции не было, то теперь для этого приспособлен гараж. Хотя часть вещей все равно хранится дома и на террасе во дворе. Их так много, что только ходи да смотри, смотри…
– Вот эта гармошка ушла на фронт с молодым парнем, прошла всю войну и вернулась в Кустанай. Затем она досталась сыну. Когда мужчина умер, мне предложили ее забрать. Такую редко где найдешь! – рассказывает Никушин. – А вот это магнитофон «Маяк», легендарный! Мне его подарил односельчанин перед отъездом в город. Магнитофон давно у него в гараже без дела лежал. Его делали под заказ для МВД, записывали преступников. Когда их наштамповали очень много и насытили всю милицию, начали продавать людям. Это неубиваемый магнитофон. Хорошо и чисто работает.
Яков Александрович знает историю каждой вещи, которая попала к нему в руки. Кто бы мог подумать, что такое большое дело, как музей, зародилось благодаря людской привычке выпить…
– У меня когда-то было кафе. Заходит парень и просит бутылку. Денег у него не было, предложил советскую фигурку. Я подумал: зачем она мне нужна? А жена говорит: бери, память же о нашем детстве. Ну я взял. А потом по деревне пошла молва, – смеется Яков Никушин. – Начали мне таскать разное. Что-то я покупал сам, но это редко, в основном дарили. Вот эта радиола – первое, что я сам купил. За 15 тысяч.
Коллекция различных магнитофонов и радиол у нашего героя внушительная. Он рассказывает, что среди прочих стоит тот самый проигрыватель, который 6 января 1979 года «работал» на его свадьбе.
Один из последних экспонатов появился у сельчанина перед нашей встречей в ноябре – магнитофон «Днепр». Яков Александрович признается, давно за ним охотился. Просил у своего знакомого отдать такой в коллекцию, но договориться получилось спустя четыре года. Вот что дает упорство!
Есть у коллекционера уголок Брежнева и, наверное, уголок Ленина. По крайней мере, мне так показалось. На стене висела картина с его изображением. Внизу стояли стул и стулья, винтажные, и со своей историей, конечно.
– Это 1917 год, – говорит Никушин. – Валят же дома, бабушки-дедушки уезжали, я к одному подъехал, увидел эти стулья, стол и забрал их, – вспоминает мужчина.
Отдельного внимания достойна коллекция телефонов. Здесь есть и рация, которой пользовались советские таксисты, и военно-полевой телефон, и телеграфный ключ для передачи знаков азбуки Морзе. Хранится в музее и первый аппарат, которым пользовался сам коллекционер на работе (Яков Никушин всю жизнь трудился ветврачом – прим.ред.).
А есть ли что-то в этой коллекции самое дорогое – или по цене, или по значению для самого Якова Александровича? Оказалось, что есть, но это не один экспонат.
– Все дорогое, но я когда-то занимался фотографией и видео, – подчеркнул коллекционер и повел нас к полке с этими аппаратами. – Вот сюда заряжалась пленка, все это делалось в темноте, потом вставляли, заводили… Как в кинофильмах! Мы на этом видеопроекторе показывали фильмы. Были и со звуком, и без звука. Фотоаппараты все еще работают, это неубиваемая аппаратура.
Слушая разные истории, понимаешь: Якову Александровичу доверяют чуть ли не семейные реликвии, так как знают, что у мужчины ничего не пропадет. На этом доверии и расширялся его музей.
– Вот это знамя одна женщина продавала очень дорого, так как уезжала. Но не продала. Тогда позвонила мне и сказала: «Пожалуйста, возьмите в свой музей, я знаю, что оно у вас сохранится и людям память будет». Вместе с медалями все мне и отдала, – вспоминает коллекционер.
Предлагали ли нашему герою выкупить все его богатство? Да, и не раз. Как-то даже приезжал человек из Костаная и готов был прямо сейчас отдать Якову Никушину свою 4-комнатную квартиру в новостройке в обмен на его домик в деревне вместе со всем добром. Тот не согласился.
– Нет, никогда. Зачем мне все продавать, если делаю это для души? Я этим живу, – улыбается мужчина.
Татьяна ФАЙЛЬ,
фото Ларисы БОЖКО
Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77