Костанай и костанайцы

Быль и боль Чернобыля через призму земляка

25 января костанайцу Леониду Телятникову, возглавившему тушение пожара на Чернобыльской АЭС, исполнилось бы 70 лет

Когда в 2019 году на экраны вышел американский сериал «Чернобыль» производства телеканала HBO, весь мир как будто бы заново узнал о трагедии на реакторе и переосмыслил роль этого события в истории. Тогда же заговорили и о судьбах простых людей, вовлеченных в мощнейшую атомную катастрофу.

Через героя пожарного Василия Игнатенко показали всех тех, кто отдал жизни во имя ликвидации аварии. Наряду с ним приняли на себя удар реактора другие пожарные – Виктор Кибенок, Владимир Правик и Леонид Телятников. Последний – наш земляк, которому было суждено войти в историю Чернобыля.

Жизнь до аварии

На здании СПЧ №1 в Костанае, где сейчас располагается служба пожаротушения и аварийно-спасательных работ, висит мемориальная доска в честь Леонида Телятникова. Оттуда на всех проходящих мимо смотрит обаятельный и улыбчивый Леонид. На фото ему не больше 25 лет: молодой, энергичный, уверенно смотрящий в будущее.

– Он был очень общительным и грамотным специалистом. Всегда прислушивался к старшим, а младшие слушали его, – рассказывает председатель Совета ветеранов ДЧС Костанайской области Александр Мельников. – Он был примерным семьянином, хорошим мужем и отцом, воспитывавшим двух сыновей.

Мельников работал вместе с Леонидом Петровичем. Начинали службу почти в одно время, после их развела жизнь. Но обо всем по порядку.

Леонид Телятников родом из п. Введенка Мендыкаринского района. После окончания школы некоторое время работал электриком, а затем уехал в Свердловск, и в 1968 году поступил в пожарно-техническое училище. По окончании учебы в 1971 году молодой Леонид был направлен в Рудный и начал службу инспектором государственного пожарного надзора.

– Как он решил стать пожарным? Его отец работал в полиции, и у него было много друзей из пожарной охраны. Когда Телятников начал выбирать, куда поступать, посоветовали именно то училище. Так и сложилось, – вспоминает Александр Федорович.

Наш рассказчик, кстати, тоже родом из Мендыкаринского района, как и Телятников. Оба затем оказались тогда еще в Кустанае и связали свою жизнь с огнем.

Позже из Рудного Леонида Петровича перевели в областной центр. Здесь он проработал до 1982 года, дослужившись до замначальника военизированной пожарной части №69.

Затем был Киев – новая глава жизни для Телятникова. Почему он отправился в Украину? Его жена Лариса Ивановна родом оттуда. Когда-то попав в Казахстан, она была не прочь вернуться на родину. Лариса Телятникова, как и супруг, работала в пожарной охране, только диспетчером. Когда мужу пришло приглашение на новое место работы, Телятниковы, не раздумывая, собрали вещи.

Час икс

В апреле 1986 года Леонид Петрович, уже занимавший должность начальника пожарной части АЭС, находился в отпуске в Кустанае. Его родители по-прежнему жили в Казахстане, поэтому сын приезжал домой каждый раз, когда выдавалось свободное от службы время. Как рассказывает Александр Мельников, прямо перед аварией Телятников вернулся в Киев. Несмотря на то, что он был по-прежнему в отпуске, в ночь на 26 апреля его разбудил звонок начальства. Пожар. Надо ехать.

– В 1:42 у разрушенного реактора резко затормозил «ГАЗик». Приехал начальник пожарной части АЭС майор Телятников. Отпускник, он спокойно спал в своей квартире в городе Припяти. Вызвал машину, в пути передал диспетчеру команду о сборе всего свободного от дежурства личного состава, – писали о Телятникове в советской прессе.

Леонид Петрович непосредственно в тушении пожара не участвовал – он руководил процессом. Сложнее это было или нет, судить трудно. Но то, что работа это крайне ответственная, – сомневаться не приходится.

Благодаря тому, что Телятников не находился на одном месте, а бегал по пораженной территории, – от горящих кровли до тоннеля – он не получил мгновенную смертельную дозу радиации.

– Его задачей было правильно расставить силы и средства, координировать работу пожарных, – отмечает Александр Мельников. – Он бегал туда-сюда, руководил всеми пожарными силами. Те же, кто был постоянно на крыше, как Кибенок и Правик, умерли в течение месяца. Их, непосредственных ликвидаторов, был 31 человек, и все получили большую дозу облучения.

Из советской прессы: «Телятников должен был продержаться до прибытия подкреплений, не допустив катастрофического развития событий. Он установил контакты с представителями администрации, с дежурным персоналом АЭС, совместно с ними определял и осуществлял меры по перекрытию маслопроводов в машинном зале, держал под контролем положение в кабельных тоннелях. Его энергия и бесстрашие воодушевляли людей».

Сам Телятников рассказывал журналистам: «Заметил голубоватое свечение над развалинами четвертого реактора и пятна огня на окружающих зданиях. Эта тишина и мерцающие огни вызывали жуткие ощущения».

На следующий день, облетая на вертолете территорию АЭС, высокие начальники скажут: благодаря точным действиям пожарных, первыми прибывших на место аварии, пожар потушен «полно и надежно».

После Чернобыля

Сегодня в музее ДЧС в Костанае хранится форма пожарного Телятникова, в которой он служил в Рудном: китель, брюки, галстук, фуражка. После атомной катастрофы наш пожарный стал героем. Так появилась почти что именная экспозиция, посвященная нашему земляку-ликвидатору. Здесь и фотографии разных лет Телятникова, и его письма родным, вырезки из газет, книги.

На одной из пожелтевших газетных полос видим фото лысого, худого, но улыбчивого мужчины. Это майор Телятников после выписки из московской клиники, в которой он провел два месяца. Получив дозу облучения 520 бэр при максимально безопасном показателе 25 бэр, он смог выжить.

– Ему сделали пересадку костного мозга, продлив жизненный путь еще на 20 лет, – подчеркивает Александр Мельников. – В клинике Леонид пробыл долго, потом еще ежегодно ездил в санатории, там поправлял здоровье.

Пока Телятников лечился, для него усиленно искали кровь. А она у майора была редкая – четвертая отрицательная. Позже Телятников через газеты благодарил всех, кто боролся за его жизнь.

Из письма матери Телятникова: «Кризис у меня прошел. Все анализы хорошие. Волос начал лезть, но меня постригли, отрастет. Чувствую себя хорошо, так что пишу вам без подвоха. Вначале я страшно боялся уколов, кровь из вены. Но привык, это совсем не страшно. В июле-августе приеду в отпуск». Парадокс: человек, бросившийся без раздумий с головой в ядерный реактор навстречу верной смерти, боялся обычных уколов!

Как и обещал, после выписки Леонид Телятников сразу поехал в Кустанай к родителям. Не забыл и про товарищей по службе. Кустанайцы, бывшие коллеги, встречали Телятникова как героя! Ликвидатора приветствовал и генерал Бакиров. Каждый хотел лично пожать руку Телятникову, которому присвоили звание Героя Советского Союза.

Собственно, весь мир преклонился перед пожарными Чернобыля. В феврале 1987 года Леонида Петровича пригласили в Лондон. Английская газета «Стар» вручила ему собственно учрежденную золотую награду как Человеку года, а после пожарного приняла премьер-министр Великобритании Маргарет Тэтчер.

Леонид Телятников проработал в противопожарной службе до 1995 года. Ушел на пенсию в звании генерал-майора. К этому времени он перевез родителей в Киев.

– Мы с ним там встречались пару раз после Чернобыля, когда я бывал в командировках в Украине, – говорит Александр Мельников. – С семьей его тоже связь поддерживали. Телятников умер в 2004 году, диагноз – лейкемия. Наших всех об этом не оповестили, мы узнали о его смерти позже.

Один из сыновей Леонида Петровича, Олег, пошел по стопам отца и окончил пожарное училище. Сегодня семью Телятникова с Костанаем фактически ничего уже не связывает – все окончательно осели в Киеве. Но жива память о парне с горящими глазами, любившем свою родину и готовом отдать за нее все. Даже жизнь.

Татьяна НАЗАРУК
Фото Абиля ДОЩАНОВА


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77