ЖКХ

Город разных остановок: улицы Костаная вновь пополнятся очередной порцией «ожидалок»

Новость о том, что отдел ЖКХ решил обновить павильоны, «НК» сообщил читателям еще в конце июля, до недавнего времени их дизайн оставался секретом

Но около недели назад горожанам наконец-то показали, какими будут новые автобусные остановки. Их внешний вид и функционал мало кому пришелся по душе. Они снова стеклянные с открытыми отсеками у крыши и земли…

Решение акимата ставить такие же остановки, как и несколькими годами ранее, когда люди их критикуют по сей день, удивляет. «НК» решил подробно разобраться в этом вопросе.

Какую хочешь выбирай

Идеальная автобусная остановка, какая она? В нашем городе мест ожидания транспорта огромное множество: капитальные из кирпича, с покатой крышей, совмещенные с цветочными ларьками и просто железные будки. Почему получился такой кавардак, интересуемся у нашего уже постоянного эксперта по жилищно-коммунальному хозяйству, бывшего руководителя отдела ЖКХ Александра Маклюка (годы работы в ведомстве с 2005-2014 – прим. ред.).

– При мне новые павильоны появлялись на улицах в рамках реконструкции дорог, проектировали сразу автобусные карманы и площадки под остановки. Понятия о едином стиле не было, довольствовались тем, что предлагали. Поставить везде умные «ожидалки», похожие на те, что я видел, например, в Петропавловске с вай-фаем и подогревом, не по силам нашему бюджету. К тому же вандалы не дадут им долго простоять, – отметил Александр Маклюк.

Но есть у нас павильоны, которые ни один хулиган не разобьет, например, по ул. Дощанова. Там они стоят еще с советских времен, выложенные мозаикой с буквой «А» на фасаде.

– Я на остановке «Центр недвижимости» жду свой автобус почти каждый день вот уже порядка 10 лет. Сам павильон красивый с точки зрения архитектуры, но не сказать, что особо практичный, – делится костанаец Антон Игнатенко. – Если
зайти внутрь, автобус, скорее всего, проедет мимо, водитель просто не заметит тебя, однако такой проблемы нет, потому что за стенами остановки куча мусора и стоять там не особо приятно. Я отслеживаю автобус в приложении и стараюсь выходить как раз к приезду, чтобы не стоять по полтора часа в непогоду.

Чуть более современные павильоны установлены в центре города по ул. Алтынсарина, большинство из них оснащены торговыми ларьками. В одном из них корреспондентов «НК» встретила продавщица Лилия Алимбаева, она рассказала, что место хозяйке магазина выдавали как раз с расчетом на то, что она будет отвечать за порядок и сохранность остановочного павильона.

– Это вроде было в 2010-х, предпринимателям предоставляли точки для торговли на остановках. Заметьте, что чаще всего именно в таких павильонах чисто, под почти постоянным надзором продавца вряд ли кто-то станет хулиганить, – отметила собеседница.

Разнообразие «ожидалок» имеется и в Киевском, например, остановка «Улица Лизы Чайкиной» сделана из металлических листов, внутри имеется лавочка.

– Вот на ней завсегдатаи – алкаши, каждое утро приходишь, а здесь куча бутылок и в туалет ходят тут же, так что ожидание внутри остановки не из приятных, – сетует местный житель Нурлан Умбетов.

Чуть выше по ул. Матросова стоит павильон, сложенный из кирпича, одна стена то ли постепенно осыпается, то ли так задумано дизайном. Но это сооружение не похоже на остановку, достойную областного центра. Как и железные будки на улице Промышленной. Но и стоять в чистом поле в ожидании автобуса тоже неприятно. В городе до сих пор есть остановочные пункты, необорудованные павильонами. Например, по улице Баймагамбетова в границах Назарбаева – Орджоникидзе люди ждут автобус, довольствуясь одной лавочкой. Увы, павильон на тротуаре между частными домами и дорогой просто не влезет. Да и как оказалось, обязательного требования оснащать «ожидалкой» каждую остановку нет. Как отметили в отделе ЖКХ, делается это в рамках улучшения условий жизни костанайцев. Правда, у последних никто не спрашивает мнения, где организовать место ожидания и какого типа.

Спросить забыли

Так получилось и с павильонами, которые обновят в этом году. Всего их будет 100 штук, из бюджета выделили на изготовление, демонтаж старых и установку новых 133 928 571 тенге, выигравшее тендер ТОО «Айым-2020» из Алматы в итоге выполнит работы по договору за 109 760 000 тенге. Сэкономить удалось немало средств, оно и к лучшему, ведь, скорее всего, павильоны придется немного переделать.

После публикации в Инстаграме макета будущих остановок на отдел ЖКХ свалился шквал нелестных комментариев. Приводим некоторые из них.

«Ваши стеклышки не защищают, а когда осадки так вообще… Для южной части Казахстана, думаю, такие остановки в самый раз, но не для нас… У нас совсем другие погодные условия!»

«Это не остановки, это зонтики от солнца на пляже. Мы и так стоим под такими же стеклянными, крутимся вокруг, где бы укрыться».

«В целом дизайн, как у мусорного бака».

«Очень плохие ваши остановочные павильоны! Крыша короткая, снег, дождь льет, со всех сторон продувает!»

Костанайцы выражали свое мнение, не стесняясь. Но у подрядчика тоже есть, что сказать на этот счет.

– У нас имеется техзадание, по которому мы создали дизайн и согласовали его с акиматом. У вас по плану ведь не теплые остановочные павильоны, не полностью закрытые. Имеющиеся стеклянные остановки, которые поставили недавно, более открытого типа, наши будут больше закрыты. Снизу отступ всего 15-20 сантиметров, как и должно быть. А щели сверху и сзади нас уже попросили закрыть. Думаем установить ветровые планки, но это будем делать уже после доставки павильонов в Костанай, надо согласовать этот вопрос с ЖКХ и посчитать, во сколько обойдутся такие работы, – ответили корреспондентам «НК» в ТОО «Айым-2020».

Кроме того, по технической спецификации возле «ожидалок» предусмотрена установка тактильной плитки для незрячих людей. Их закрепят анкерными болтами, чтобы наверняка.

– Новые остановки поставят в центральной части города, а демонтированные старые перенесут на окраины. Работы выполнят до конца ноября, – говорит заведующий сектором пассажирского транспорта отдела ЖКХ Нурдаулет Бейсенов. – Внести изменения в дизайн как заказчики, мы имеем полное право, что и сделаем.

В следующий раз, чтобы не переделывать, наверное, нужно поинтересоваться у костанайцев, какого типа остановки они хотели бы видеть. Аким Костаная Марат Жундубаев ведь уже начал такую практику, в социальных сетях горожан опросили по поводу гранитных бордюров и капельного полива. Может, стоит все глобальные изменения согласовывать с теми, для кого они вносятся? А еще обеспечить должный уход как новым инициативам, так и старым.

P.S.: Вечером 2 ноября отдел ЖКХ показал новый дизайн остановок.

Полина ШКАРУБО,
фото Ларисы БОЖКО


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77