Костанай и костанайцы

Хлеб – всему голова

Пожалуй, нет ни одного продукта, который мог бы заменить хлеб

На протяжении веков менялась рецептура его приготовления и форма, но поистине трепетное отношение к нему по сей день остается неизменным.

Хлеб – обязательный продукт любого стола, в любом доме, в любое время. Мы едим его каждый день и редко задумываемся о том, какой эволюционный путь он проделывает, прежде чем добраться до нашего дастархана. Сначала его выращивают из зернышка, затем перерабатывают в муку, а уж потом выпекают в печи или по-современному – в разогретых духовках.

Любопытно, что хлеб известен человечеству еще со времен новокаменного века, однако Всемирный день хлеба был учрежден только в современном мире – 2006 году. Он отмечается 16 октября.

Для Костанайщины хлеб – особый продукт, прославивший наш край далеко за его пределами. Качество местного зерна славится в зарубежных странах, ну а готовый продукт высоко ценится как жителями региона, так и его гостями. При всем при этом у нас отмечать День хлеба широко и рьяно как-то не принято.

О ВКУСАХ НЕ СПОРЯТ

Хлеб – продукт традиционный. К его вкусу и внешнему виду люди привыкали из поколения в поколение. Может быть именно поэтому стандартная буханка заводского хлеба считается самой популярной, несмотря на то, что сегодня магазинные полки просто пестрят от изобилия хлебных изысков и деликатесов – здесь тебе и хлеб испанский, и идарницкий, и батоны, и багеты, и лепешки с сыром… И все-таки костанайский потребитель предпочитает продукт, проверенный веками.

– В день мы заказываем примерно по три лотка заводского хлеба, это порядка 50 булок, и около 10 булок другого вида хлеба – бородинский, ржаной… И если последний, бывает остается, то заводской хлеб всегда уходит полностью и разбирают его очень быстро, – рассказала продавец продуктового магазина Татьяна Вербицкая.

За свою полувековую историю Костанайский хлебозавод накормил ни одну сотню тысяч горожан, предлагая потребителю продукт, изготовленный по лучшим стандартам. Ежедневно здесь выпекают 5500 буханок традиционного хлеба. И ни одна не залеживается на полке. Заводской хлеб развозят по магазинам, супермаркетам, школам, детским садам, больницам…

– На заводской хлеб спрос всегда был высокий, потому что он относительно стабильный. Такой хлеб в городе больше никто не выпекает. Мы работаем по советской технологии, согласно ГОСТу, – утверждает директор Костанайского хлебозавода Василий Игнатенко.

Впрочем, о вкусах не спорят. И у нетрадиционной выпечки есть свой покупатель. В погоне за клиентурой пекарни изголяются как могут, разрабатывают новые рецептуры и формы хлеба.

– Вкусы у людей разные. Кто-то любит бездрожжевой хлеб, кто-то отрубной, а кто-то биопышный, и поэтому мы находимся в постоянном поиске, расширяем свой ассортимент,- говорит управляющая ТОО Bakery 2019 Надежда Борновская.

С ПЫЛУ, С ЖАРУ

И все же, несмотря на такое разнообразие ассортимента хлеба, большей популярностью пользуется всеми привычный пшеничный формовой. Соответственно, его и выпекают в большом количестве в открывшейся 1,5 года назад в районе КСК «Моей пекарне».

– Каждый день пекарня производит более 20 видов хлеба, батонов, а также в большом ассортименте разнообразную выпечку. Наша пекарня работает в две смены. В ночную смену, как правило, пекут все хлеба и батоны, а дневная смена радует наших покупателей горячими пирогами, булочками, пирожками, шаньгами, кокроками и многой другой выпечкой. Жители района уже знают, в какое время выходит определенная продукция, и стараются подойти к этому времени, чтобы купить с пылу, с жару полюбившуюся продукцию, – говорит управляющая «Моя пекарня».

Чтобы угнаться за постоянно развивающимися конкурентами, хлебозаводу приходится быть в тренде.

– Развитие мини-пекарен подстегивает нас к увеличению ассортимента и к тому, чтобы быть более гибкими в реагировании на изменения рынка потребления. Сегодня наш хлебозавод производит не только стандартную буханку хлеба, но и 100 видов хлебо-булочной продукции, – рассказывает Василий Игнатенко.

И все же конкурировать с быстро растущими мини-пекарнями с каждым годом становится все сложнее. Они, как правило, расположены рядом с домом и подают продукцию с пылу, с жару. То есть явно находятся в более выигрышном положении. К тому же мини-пекарням проще перестроить производство. Им хватает месяца, чтобы полностью обновить ассортимент своей продукции, заводу куда сложнее внедрять новинки, для этого требуется время.

ЗА ЦЕНОЙ НЕ ПОСТОИМ

Поскольку хлеб – самый популярный продукт у населения, цену на буханку социального в Казахстане стараются не завышать. Но совсем уж без повышений не обходится. При производстве хлеба используются и другие продукты, которые растут в геометрической прогрессии.

За полтора года килограмм муки подорожал почти на 30% – со 125 тенге до 150-175 тенге, растительное масло – на 15%.

За последний месяц стоимость буханки стандартного хлеба весом 500 граммов в Костанае поднялась более чем на 10% – с 90 до 100 тенге.

Но вот что самое важное – сколько бы ни стоил хлеб, какой бы он не был, он всегда будет неотъемлемой частью стола. Такой уж это продукт – сколько люди его знают, столько и едят.

Валентина МЕЛЕХОВА
Фото Нуржана СМАИЛОВА


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77