Социум Экономика

Как колебания курса валют повлияли на цены в костанайских магазинах

После начала российско-украинского конфликта казахстанцы ощутили, как их зарплаты резко обесценились: за энную сумму, на которую раньше закупались на две недели, теперь можно приобрести продукты только на семь дней…

Нынешнюю экономическую ситуацию вполне можно было бы назвать валютными качелями, потому как цены то уверенно вскакивают, то немного опускаются. По некоторым товарам это заметно особенно явно. Например, бананы еще в феврале стоили 450-500 тенге, а уже во второй половине марта цена взлетела почти до 1000 тенге. Далее мы наблюдали колебания от 600 до 800 тенге за килограмм. И эта неопределенность все еще продолжается.

После скачка доллара до 500 тенге у оптимистов теплилась надежда, что на этом эксцессы закончатся, или хотя бы дадут нам передохнуть. Перерыв, конечно, произошел, доллар опустился, а следом за этим последовала новая крайность – рубль по 7 тенге. Исторический максимум. Когда мы готовили этот материал, предполагали, что именно повышение рубля стало почти что фатальным для цен в магазинах. Однако это не совсем так: экономика диктует свое, а бизнес пытается выкручиваться.

Больше не фиксированные

Нас особенно интересовала ситуация с ценами в российских сетевых магазинах, которые костанайцам полюбились с первого взгляда, – «Фикс прайсе» и «Светофоре». Многие давно говорят, что «Фикс прайс» уже не тот и некоторые товары либо сравнялись в цене c обычными магазинами, либо стоят уже дороже. Отчасти так и произошло.

Политика этой сети – фиксированные цены, за это покупатели «Фикс» и полюбили. Всем нравились эти смешные цены в 330, 440, 550 тенге. Помните, что когда-то потолком была сумма около 1100 тенге? Так вот, с недавних пор максимальный ценник здесь составляет 2100 тенге. Его даже еще не обозначили на официальном казахстанском сайте сети. Промежуточные ценники теперь такие – 330, 500, 600, 880, 1100, 1400, 1700. Бюджетно ли?

Многие товары, которые стоили 1700 тенге, подорожали сразу на 400. Например, порошок Losk весом 2,7 кг и капсулы для стирки Persil. Люди, с которыми мы беседовали в магазинах этой сети, в один голос утверждали, что буквально на той неделе покупали те же товары дешевле.

Есть повышения на 100, 200, 300 тенге. Казалось бы, немного, но на общий чек эти мелочи влияют капитально. Пакетированный чай Citrus с 350 тенге вырос до 500, упаковка восьми рулонов пятислойной туалетной бумаги Familia Trio – с 1200 до 1700 тенге, освежитель воздуха Gold wind – с 350 до 500 тенге. Отметим, что все эти повышения накапливались поэтапно. Мы привели в пример те цены, которые запомнили покупатели.

В одном из магазинов «Фикс прайс» сотрудник рассказал «НК», что последнее повышение рубля не сделало погоды и без того в удручающей ситуации. Это, скорее, стало просто очередным этапом всеобщего удорожания на фоне происходящих мировых событий.

– Не столько сам рубль сыграл роль, сколько повышение стоимости от производителей и поставщиков, – поделились с «НК». – У нас и ранее, начиная с конца февраля, ценники пошли вверх. Те же порошки стоили по 1100 тенге, потом стали 1700 и выше. Но в других магазинах все равно дороже на 500, 1000 тенге, в зависимости от фирмы. С 1 апреля на химию и средства гигиены цены от поставщика возросли примерно на 20-30%. Батончики шоколадные типа «Марса» и «Твикса» были по 165, теперь продаются по 250 тенге.

Стало ли посетителей в «Фикс прайсе» меньше»? По факту, говорят сотрудники магазина, да. Но связано ли это с ценами? Вряд ли. «Фикс прайсы» растут по городу, как грибы после дождя, и делят общий трафик между собой. Соответственно, кого нет в магазине на ул. Гоголя, тот отоваривается в точке на ул. Бородина.

Еще немного сравнения: порошок Losk весом 2,7 кг в «Фикс прайсе» стоит 2100 тенге, в «Солнечном» – 2622 тенге за тот же объем (различия есть только в запахе и добавках), упаковка жидкого корма «Вискас» в «Фиксе» – 150 тенге, в «Солнечном» – 138 тенге. Цена того же батончика «Марс» в этих магазинах сравнялась, а вот стоимость прокладок отличается почти на 500 тенге: в «Солнечном» Naturella Classic 9 штук – 464 тенге, в «Фиксе» тот же бренд, но 10 штук – 900 тенге. Откуда такая разница? Самое печальное, что теперь в один магазин в поисках разумных цен на товары уже не придешь. Видимо, нужно проходить целый квест по городу, причем пешком, чтобы хоть немного сэкономить.

В магазине «Светофор», говорят продавцы, после последней «выходки» рубля иногда счищали полки до последнего товара. Люди в страхе начали запасаться продуктами. «У нас даже просрочки в последнее время нет», – гордо поделилась с нами продавец в одном из магазинов.

Тем не менее, и эту точку повышение цен коснулось. Так как большая часть товара здесь российская, удорожание на некоторые позиции составило от 100 до 300 тенге в среднем. Казахстанские продукты тоже не отстают – алкоголь, консервы, колбасы.

– Я здесь всегда брала майонез, так как он был дешевле, но теперь разницы с обычными магазинами нет, – рассказала «НК» покупательница Анна Семенова. – Колбаса тут хорошая, килограмм по 900 тенге, молоко «Маслоделовское» 301 тенге стоит, не подорожало еще. На сыры цены нормальные.

К примеру, энергетик Bizon 0,5 л в «Светофоре» стоит 263 тенге, в «Солнечном» – 320 тенге. В «Светофоре» мы нашли порошок Sorti 6 кг за 3773 тенге, что значительно дешевле, учитывая вес, чем в «Фикс прайсе». Вместо пятислойной туалетной бумаги, можно взять трехслойную. Такая в «Светофоре» стоит 997 тенге, в «Фикс прайсе» – 1700 тенге.

– У нас все равно дешевле. Мы делаем мониторинг и это видим. На спросе очередное поднятие цен не сказалось, люди, как и раньше, все сметают с полок, – отметили в «Светофоре».

Потребительский пирог разделился

Владелица супермаркетов «Норма» и «Бородинский» Наталья Лапшина рассказала «НК», что цены от завоза к завозу, как правило, растут, потому что курс все время меняется. Был период, когда линейка товаров от российских производителей вообще уменьшилась. Это, например, коснулось бренда «Увелка». Сейчас ситуация с ним стабилизировалась, а вот сока марки «Любимый» и молочной продукции «Савушкин» на полках наших магазинов станет меньше. Судя по складывающейся ситуации, нашему бизнесу лучше работать со своими казахстанскими коллегами, по крайней мере, на данный момент.

– На нас вышли производители из соседних областей – городов Кокшетау и Караганды, – отметила Наталья Лапшина. – Теперь в наших магазинах можно увидеть крупы от бренда «Достык» и «Славяна», это тоже казахстанское производство. Кстати, мы еще заметили, что сейчас лучше идет весовой товар, так как он дешевле. Это крупы, макароны, все это отечественный продукт.

Коммерческий директор супермаркета «Солнечный» Владимир Арланов подчеркивает, что за последние три месяца цены выросли в среднем на 20%. Пик, как и прогнозировали, случился в марте-апреле. Есть редкие товарные позиции, которые даже подешевели, но подавляющая масса товаров подорожала.

– Местная продукция тоже прибавила в цене, в среднем на 10%. Многие производители делают это поэтапно, чтобы не шокировать покупателей, – объясняет Владимир Арланов. – Несмотря на то, что сырье используют местное, упаковка и комплектующие – импортное, все завозится в, основном, из Европы. Кстати, сейчас многие фермеры жалуются, что молочная продукция дорожает, а сырье у обычных крестьян закупают по годами не меняющейся цене. Для самих фермеров это плохо, для потребителей – хорошо, потому что в противном случае цена конечного продукта еще бы выросла.

Что еще повлияло на рост цен? Арланов говорит, что в последние месяцы уменьшилось и количество акций от поставщиков и производителей, которые ранее поставляли часть товара со скидкой, и сама глубина скидок. Путем сокращения промоакций они пытаются сдержать регулярные цены. Если раньше, приводит пример Владимир Арланов, доля акционных товаров составляла 60%, то теперь их число снизилось на 20-30%. Выходит, что некоторые привычные продукты потребитель покупает уже на те самые 20% дороже. Тем самым, беря во внимание еще общее 20%-ное повышение цен, можно почувствовать, что инфляция для нашего кошелька увеличилась на 30-40%.

– Обычно в такие кризисные периоды покупатели делятся на несколько типов: одни не меняют свои предпочтения и привычки вообще, другие начинают меньше потреблять, чтобы покупать подорожавшие качественные продукты, третьи переходят на более дешевый товар, – заключает Владимир Арланов.

Как найти выход из ситуации? В такой трудный момент бизнес должен поддерживать покупательскую способность и проиндексировать зарплаты своим сотрудникам, чтобы они не чувствовали инфляции. Многие ли так сделали? Отнюдь. Внушительную часть потребительского пирога составляют те, кто вынужден сейчас ограничивать себя и экономить, чтобы уложиться в зарплату.

Татьяна НАЗАРУК,
фото автора


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77