Баян Баталова, еще будучи маленькой деревенской девчонкой, знала, что свою жизнь свяжет с ваянием
В ее советском детстве особого выбора в игрушках не было, поэтому в ход шло все, что было под рукой. Баян Жолдыбаевна, например, коротала время на берегу озера Тениз в Мендыкаринском районе, где ей нравилось лепить разные фигурки из здешней глины. Это и стало отправной точкой в ее творческую жизнь.
Сегодня выпускница Ленинградского института живописи им. Репина, лауреат многих премий, участница всесоюзных и международных выставок, автор монументальных работ в Костанайской области, скульптор и педагог, член Союза художников РК Баян Баталова приобщает к прекрасному учеников костанайской Назарбаев интеллектуальной школы. В 2017 году в НИШ появилось новое направление для творческого развития детей – гончарное мастерство, тут-то и пригодился талант знаменитого скульптора.
Для нее и учеников подготовили все условия: гончарный кабинет оборудован специальными кругами, печью для обжига, глиной. Но зацикливаться на одном виде творчества Баян Жолдыбаевна не любит, к тому же не у всех получается работать с глиной, поэтому учитель преподает еще живопись маслом, акрилом, гуашью, акварелью, а также роспись по батику. Учит детей создавать сувениры и панно из фетра. Также дети занимаются валянием из шерсти. А с появлением пряжи и вертикального ткацкого станка появилась возможность работать над гобеленом, ворсовым и безворсовым ковром.
Все материалы для творчества предоставляет школа, и Баян Жолдыбаевна от такого разнообразия просто в восторге. Ведь ей раскрывать свои таланты приходилось при наличии только ватмана и простых карандашей.
– Раньше считалось, что девушке предпочтительнее выбирать профессию учителя или врача, а вы решили податься в творчество. Как такое решение восприняли родные?
– Никак. Чтобы дать нам образование, родители переехали из деревни в Аркалык. Мама меня, восьмиклассницу, не отпустила от себя далеко и отправила учиться в сельхозтехникум на агронома. Тогда нужны были кадры, профессия востребованная. Пока преподавали биологию, ботанику и всякие там цветочки, мне нравилось, но когда в программу включили органическую химию, все изменилось. Помню, стоит у доски преподаватель и выводит формулы, которым нет конца и края. Я поняла, что и не осилю это все, и не смогу себя заставить дальше учиться. Поделилась переживаниями с бабушкой. Та к маме, мол, зачем губить талант ребенка, если он не хочет быть агрономом. Бабушка всегда меня поддерживала. Работая на железной дороге, частенько приносила домой глину, а она в Аркалыке знаете какая… Как масло! Розовая, белая, красная. Лепить из нее – одно удовольствие.
Мама в итоге смирилась, а я начала готовить портфолио для поступления в Алматинский художественный техникум. Поступила, отучилась здесь четыре года и еще потом шесть лет постигала все азы в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина.
– Наверняка поступить туда было нелегко…
– Да, Ленинградский институт многие пытались штурмовать, и не раз. А у меня получилось с первой попытки. От учебы я получала колоссальное удовольствие. Сложно было только с материальной базой. У меня имелся ватман, тушь, карандаши фирмы Koh-i-Noor – от самого твердого до мягкого, но даже их достать было нелегко. Кисточки самые простые. Если удавалось купить из шерсти белки, то это был вообще высший класс. Вот и весь скудный набор студента, но даже не имея большего, мы творили и делали это с большим желанием. В сравнении с тем, что было у меня, я очень рада за нынешнее поколение, у которого есть все условия и возможности для раскрытия своего творческого потенциала, и это огромное счастье. Называется, твори не хочу!
Полина ШКАРУБО
Фото автора
Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77