В ритме города Костанай и костанайцы

Как заниматься наукой, преподаванием, вести бизнес и быть коучем, знает Шолпан Нурканова

Наша землячка накануне Дня Республики получила государственную награду – медаль «Ерен еңбегі үшін» из рук акима области. Это и стало поводом для нашего знакомства

Шолпан Нурканова – руководитель школы скорочтения и развития интеллекта «Уникум». Предпринимательница называет это главным детищем своей жизни, но при этом успевает заниматься еще преподавательской деятельностью, писать докторскую диссертацию, читать лекции в Академии госуправления при Президенте РК и для бизнесменов, а также работать с молодежью в ОФ «Лидеры изменений».

Как любые события в жизни оборачивать в свою пользу, воплощать мечты в реальность, учить детей нужным навыкам с малых лет и не перегибать планку в желании всесторонне развивать ребенка, Шолпан Нурканова рассказала «НК».

– Кажется, что вы столько всего попробовали в жизни. И бизнес, и наставничество, и преподавание. Это то, о чем вы мечтали?

– В детстве я мечтала стать дизайнером одежды. Но так сложилось, что я третье поколение педагогов в семье. Это наследственное. Моя первая специальность – менеджмент. Потом пошла в магистратуру и так стала педагогом. В свое время хотела связать жизнь с творчеством, но родители настояли, что надо получить базовое экономическое образование. Когда я училась, все были юристами и экономистами. Считалось, что будущее за ними. Но я на самом деле счастлива. Обожаю менеджмент, популяризирую его и глубоко занимаюсь педагогикой, а «Уникум» – это то место, где я могу творить.

– Где вы начинали преподавать?

– В бизнес-колледже менеджмент. Еще я занималась молодежной школой бизнеса – мы писали бизнес-планы, придумывали стартапы, когда они еще так не назывались, проходили лидерские программы. Но когда я дошла до замдиректора по учебной работе, бумажные дела начали меня съедать, и я ушла туда, где буду творить, – в свой бизнес. Сейчас пишу диссертацию, тема связана с моим детищем – как развить навыки для успешного будущего ребенка. Я люблю науку, она для меня отдельная история. Вы спрашивали про мечту. Я, наверное, всегда хотела заниматься наукой. Любовь к ней привил мне дедушка.

– Что для вас значит творить?

– Когда мы с детьми вместе что-нибудь придумываем. Практическая часть моей диссертации посвящена развитию навыков ораторского мастерства, коммуникации, мы учимся, как себя правильно держать и презентовать. Для этого мы с детьми организовываем концерты, мюзиклы, выступаем на сцене. Мне в свое время повезло, так как я в 10-11 классах училась в бизнес-лицее при бизнес-колледже, у нас там были дебаты, риторика, язык тела даже изучали. И я сейчас понимаю, что это работает. Эти навыки мне пригождаются каждый день. Дети сейчас другие, поэтому всем этим скиллам их надо учить с раннего возраста.

– Можно сказать, что создание «Уникума» явилось результатом вашего накопленного опыта?

– Да, это так. Я открывала его вместе с друзьями. Наши пути потом разошлись, но я им очень благодарна. Педагогика – это такая вещь, где нельзя застаиваться. Почему бывает, что учитель с опытом, возрастной, уважаемый, а его неинтересно слушать, не воспринимаешь его? А все потому, что он потерял эту творческую составляющую. Возьмите хотя бы Татьяну Черниговскую, ей уже много лет, но она зажигает, когда говорит! Такая энергетика, такой посыл! Важно это сохранять.

– Вы сначала работали со студентами, а потом открыли садик, то есть стали заниматься с детьми. Почему так вышло?

– О садике я мечтала давно. Когда родилась моя дочь, мне не хватало чего-то особенного, поэтому мы с друзьями за это взялись. Мы хотели не просто передавать детей в сад, а понимать, что они получат там знания, навыки, воспитание, не без этого. В «Уникуме» все это есть. Наша заведующая – Снежанна Григорьевна – это моя коллега, мы с ней начинали работать в бизнес-колледже и сейчас вместе. Я очень рада, что мы с ней полностью совпадаем. Я всегда говорю, что мне с людьми везет по жизни.

– Вы говорили, что вы фанат менеджмента. Все ли задуманное удалось реализовать в «Уникуме»?

– Прежде всего надо правильно строить коммуникацию. Было и такое, что мы с педагогами расставались. Я не люблю людей, которые приходят просто отработать с 9 до 18:00. Если ты здесь, то это часть твоей жизни. Ты не просто отсиживаешься, ты вкладываешься, творишь! Сейчас в моем коллективе только такие педагоги. Азам управления я научилась в бизнес-колледже: знаю методическую работу, умею писать планы. Мои выпускники сейчас приводят своих детей. Мне доверяют! Это счастье!

– В «Уникуме» вы тоже сами что-то преподаете? Как считаете, какой ваш самый большой плюс?

– Во время пандемии, когда отменились все поездки, я вела занятия по скорочтению. Это умение позволяет развивать у детей разные виды памяти – аудиальную, тактильную, а также расширять периферию зрения. Наш большой плюс, я считаю, – это домашняя обстановка в студии. Сохраняется ощущение дома, но и определенные границы детям мы выставляем, у нас есть расписание. Это все нужно, так как детская психика не способна к широкому полю, а график дает опору для мозга. При этом у нас нет зажатости, обнимать учителей – у нас нормально. Мы даем мощное эмоциональное подкрепление. Это важно. И, конечно, делаем упор на софт скиллы. Все, что бы я в жизни ни делала, мне пригодилось. В юности я пела на сцене, хотела даже в консерваторию поступать, но в итоге пошла в экономику. Но все это было не зря, это опыт! С тех пор я не боюсь сцены и публично выступать. Поэтому и детей учу пробовать и делать. Если это не сейчас, так лет через 20 точно пригодится.

– Дайте совет родителям: как воспитывать и учить детей гармонично, держа баланс между отдыхом и учебой?

– Наша миссия – интеллектуальное развитие с сохранением эмоционально-психического комфорта. Если вы перегрузите ребенка, у него будет постоянное переутомление, эффективность деятельности мозга упадет. Например, когда моя дочь пошла на танцы, ничем другим она больше не занималась, кроме садика. Когда она собралась в художественную школу, перестала увлекаться танцами. Здесь важно оценивать своего ребенка: мой, например, по своему психотипу не способен охватывать сразу много. Важен баланс. Не надо несколько кружков, если он не выдерживает. Мне говорили, что дочь в более старшем возрасте не потянет языки, мол, упускаете время. Нет! Надо трепетно подходить к распределению нагрузки и замечать, где ребенку интересно. Важно разговаривать с детьми и убирать свое эго. Если вы что-то когда-то не реализовали, не надо навязывать это детям. Смотрите, куда ребенка тянет, дайте ему возможность пробовать разное. Может, он скульптор, а вы ему никогда пластилин в руки не давали!

– Дети обязательно должны чем-то серьезно заниматься? Есть родители, которые не хотят лишать своего ребенка детства и считают, что он просто должен играть во дворе.

– Пусть, это же прекрасно! И мы в свое время бегали детворой, это хорошее подспорье для развития психики. Современным детям этого катастрофически не хватает. Игры во дворе влияют на развитие мозга, умение коммуницировать, принимать решение, на креативность.

Урбанизация нас в этом плане сдвинула назад. Давайте возможность своему ребенку узнать все, но если он что-то выберет, это не значит, что этим будет заниматься всю жизнь. У меня дочь сейчас спрашивает: «Если я поступлю в университет, а потом пойму, что мне это не нравится?» Я отвечаю: «Значит, ты пойдешь и выберешь другой университет». Надо ребенку дать понять, что жизнь можно изменить всегда.

– Шолпан, ожидали ли вы, что получите государственную награду?

– Нет, это был сюрприз. Когда мне позвонили, я ничего не спрашивала. Я же педагог – мне сказали, я приехала (смеется). Я горжусь, потому что мне дали награду как социальному предпринимателю. Я каждый день педагогам своим говорю: «Вы выбрали для себя преподавание, поэтому каждое слово, которое вы говорите маленькому ученику, во взрослом возрасте будет на нем сказываться». Учитель может просто словом повлиять на судьбу ребенка. И это важно понимать. Когда наши старания ценят, это мотивирует.

P.S. Наша героиня надеется, что когда-нибудь она сможет без оглядки на материальное полностью посвятить себя науке и построить приют для животных.

Татьяна ФАЙЛЬ,
фото Ларисы БОЖКО


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77