Костанай и костанайцы Правопорядок

Какие правила должны соблюдать водители электросамокатов?

С 30 августа в Казахстане заработал новый закон «О дорожном движении», который включает в себя новые правила для мопедистов и самокатчиков. 18 сентября вступили в силу изменения в ПДД, касающиеся этих транспортных средств

В социальных сетях на фоне попыток государства призвать самокатчиков к порядку разгорелись жаркие споры: одни говорят, что новый закон просто убьет прокатный бизнес электросамокатов, другие были рады, что беспредел на дорогах и тротуарах городов прекратится. Выяснилось, что многие казахстанцы даже не поняли, в чем заключаются новшества принятого закона. Костанайцы, к сожалению, не стали исключением.

А что происходит?

В Телеграм-канале «НК» мы спросили наших читателей, как они относятся к новым правилам и знают ли вообще их суть. Из 212 человек только 43% в курсе, как теперь надо ездить на самокатах, 57%, то есть больше половины, напротив, не знают.

Заставили ли костанайцев эти новшества отказаться от самокатов? На этот вопрос отвечали 102 человека: 35% теперь не ездят, 39% по-прежнему катаются, а 26% пользуются этим транспортом меньше, так как не имеют шлема.

В правилах сказано

Многих от покатушек на самокате останавливают требования иметь шлем и водительские права. Но если вдумчиво вчитаться, они на самом деле нужны не всем и не всегда.

Более понятно, чем МВД, новшества разъяснили в Jet – самой крупной в Казахстане компании, занимающейся выдачей на прокат самокатов.

Что надо знать водителям:

– ехать вдвоем на одном самокате запрещено;
– держаться за руль надо двумя руками;
– передвигаться в застегнутом шлеме и при наличии прав любой категории нужно только по проезжей части. Если вы едете по тротуару, обочине или велодорожке, ни то, ни другое вам не нужно. Это означает, что двигаться на самокате по пешеходной зоне можно и до 18 лет, на дороге – только совершеннолетним;
– если вы двигаетесь по проезжей части, то можете занимать только ее край или автобусную полосу;
– движение по центру полосы, поворот налево и разворот на дороге, где имеется более одной полосы в вашем направлении, запрещены даже со шлемом и правами;
– ехать по тротуару вы можете со скоростью не выше 6 км/ч. Пешеходы – в приоритете. Сигналить им в спину и просить подвинуться нельзя. Если произойдет ЧП, виноват автоматически будет водитель самоката;
– при пересечении пешеходного перехода надо обязательно спешиваться.

Компания Jet вообще не рекомендует своим пользователям ездить по дорогам, так как это сопряжено с опасностью, а еще просит аккуратно парковать самокаты, чтобы они никому не мешали.

– Международные исследования показывают, что развитие микромобильности делает общую ситуацию на дорогах еще безопаснее. Но будущее этого вида транспорта зависит от культуры поведения пользователей. Ездите аккуратно, иначе правила станут еще строже! – подчеркивают в Jet.

А что в Костанае?

С начала лета в нашем городе был самокатный бум. Первыми появились частники, которые выставляли свой транспорт в центре и предлагали его арендовать, чуть позже на местный рынок зашел гигант Jet, завлекавший своим авторитетом и главной опцией: аренда и оплата без контакта с кем-либо. За все отвечает приложение.

Сейчас на улицах Костаная видно только синие самокаты от Jet, другие пропали. Жаль, что оставшийся транспорт горожане не берегут: у нас уже были случаи вандализма. То, что костанайцы небережливы к чужому имуществу, можно понять по внешнему виду самокатов: поцарапанные, с оторванными наклейками и «поликами». Иной раз кажется, что издевались над транспортом специально.

Большие стоянки самокатов в последние дни можно наблюдать у драмтеатра по пр. Аль-Фараби и около арки Центрального сквера по ул. Алтынсарина. Плати через приложение Jet и катайся сколько душе угодно. При аренде самоката без подписки стоимость равна 100 тенге + 35 тенге/минута. Каждый раз перед поездкой с карты списывается 500 тенге – это что-то вроде залога.

Нарушают ли костанайцы ПДД, пользуясь электросамокатами? В пресс-службе департамента полиции сообщают, что во время рейдовых мероприятий и патрулировании дорог города с 30 августа было выявлено 86 нарушений. Из них два по ст. 593 КоАП РК «Несоблюдение требований по перевозке пассажиров и грузов, пользованию ремнями безопасности или мотошлемам» и 84 по ст. 620 КоАП РК «Нарушение иных требований, предъявляемых к участникам дорожного движения». К последней статье относятся нарушения, когда водитель, к примеру, не имея прав, катался по проезжей части.

Корреспонденты «НК» тоже выехали в небольшой рейд со старшими лейтенантами полиции Арсланом Аджабаевым и Асхатом Жумабаевым.

Стражи порядка рассказывают, что с грубыми нарушениями со стороны самокатчиков пока не сталкивались. В Костанае все стабильно, но профилактическая работа проводится.

– Думаю, что люди еще не привыкли к нововведениям. Всегда нужно время, чтобы понять правила и начать их соблюдать. Многие нарушают по незнанию, – считает Арслан Аджабаев.

Несмотря на то, что в Костанае поток движения не слишком интенсивный, полиция все же не советует кататься на электросамокатах по дороге. Мало ли что может произойти.

Но ведь многих езда по пешеходным дорожкам не устраивает из-за скорости: прописанные в законе 6 км/ч это очень мало, иной раз так хочется разогнаться, особенно, если торопишься. Отметим, что максимальная скорость самоката – 25 км/ч.

Как, кстати, будут проверять соблюдение этой нормы при езде на тротуарах? Полицейские только пожимают плечами и напоминают: стражам порядка радарами пользоваться в городе запрещено. О каком определении скорости на тротуаре идет речь? Этого никто сделать не сможет. Отсюда вытекает лазейка: раз скорость замерить нельзя, то и наказание за это не последует.

Интересно, будет ли бороться с нарушителями сама компания Jet? В других городах GPS определяет местонахождение самоката и в определенных зонах включает «черепашку» – возможность двигаться не быстрее 6 км/ч. Ты жмешь на газ, а скорость стоит на месте.

Вернемся к наказаниям. По ст. 593 КоАП РК (за езду по дорогам вдвоем или без шлема) предусмотрен штраф 5 МРП, по ст. 620 КоАП РК (все иное) – предупреждение или штраф 3 МРП.

– Если мы видим, что человек едет в шлеме, то мы таких водителей самокатов не трогаем. Останавливаем, если только есть нарушения, – говорит Асхат Жумабаев. – Кстати, еще такой момент: если водитель управляет самокатом в состоянии алкогольного опьянения, прав водительских он не лишается. Только получит штраф 5 МРП.

В Костанае культура пользования самокатами еще формируется. То, что некоторые противятся введениям правил, это нормальная реакция на новшества. Надеемся, скоро самокаты перестанут бить, ломать и обдирать.

Помнится, акимат Костаная заявлял, что займется концепцией развития велодорожек в городе. Это пошло бы на пользу и любителям микромобильности, чтобы не мешать пешеходам и не опасаться машин.

Татьяна ФАЙЛЬ,
фото Ларисы БОЖКО


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77