Социум

Какие проблемы и стремления объединяют журналистов Казахстана и России?

Возможно, вы подумаете, что это чтиво не для вас, раз речь идет о работниках СМИ. Но не спешите делать выводы: журналистика – это про всех нас и про нашу жизнь, а значит, касается каждого

Чтобы не замыкаться в собственных интересах, иногда полезно наблюдать, вокруг чего крутится остальной мир. Такой совет часто звучит в адрес чиновников, что очень верно. Журналистам, скажем прямо, это тоже не помешает. По этой причине корреспонденты газеты «Наш Костанай» и коллеги из районных газет, входящих в медиахолдинг Qostanai.Media, отправились на фестиваль СМИ в Челябинскую область. Он проходил 15-16 сентября в Аргаяшском районе, недалеко от города Кыштыма, и собрал журналистов из многих регионов России – Москвы, Санкт-Петербурга, Липецка, Кургана, Перми и других. Мы из Казахстана были единственными.
Делимся наблюдениями, заметками и важными вопросами, которыми, как оказалось, задаемся не только мы, но и ближайшие соседи.

Популяризировать и просвещать

Я всегда считала, что в Казахстане больше, чем в остальных постсоветских государствах, развита поддержка культуры разных народов. Кому, как не нашему государству, на чьи территории тысячами депортировали немцев, корейцев, чеченцев, ингушей, громче всех можно говорить о своей многонациональности?

Оказалось, что не только в Казахстане, но и в России, как минимум в Челябинской области, особенно гордятся тем, что на территории региона проживают более 150 национальностей. После русских вторыми по численности идут татары, дальше башкиры, украинцы, казахи, немцы, белорусы, мордва. Из редких – нагайбаки, езиды, аварцы, даргинцы, коми-пермяки.
Нагайбаки – это вообще уникальный народ, который проживает исключительно в Челябинской области, преимущественно в двух районах – Чебаркульском и Нагайбакском. Говорят его представители на языке, похожим на татарский. В культуре также есть схожие моменты.

На тематических сессиях, посвященных этнокультурной журналистике, коллеги из Челябинска, Сатки, Пензы говорили о том, как правильно популяризировать уходящие в прошлое языки перечисленных народов и рассказывать об их культуре. Костанайские журналисты в этом тоже имеют опыт – мы часто пишем про редкие этносы, их традиции и обычаи. Однако в той же Челябинской области издания еще делают полосы на разных языках. К примеру, в общественно-политической газете Аргаяшского района «Восход» раз в месяц выходит башкирская полоса. Мы же ограничиваемся материалами о табасаранцах и грузинах на русском и казахском языках. Но и тут бывают проблемы: порой казахоязычное население жалуется на недостаток оперативной информации на родном языке.

Заместитель главного редактора «Аргаяш-медиа» Марат Абдулвалеев рассказал, что 64% жителей района – башкиры, поэтому необходимо учитывать и их интересы. Правда, насколько подобная практика позволяет привлечь новых читателей и рассказать о башкирской культуре другим народам? Вряд ли полосы на неродном языке читает русскоязычное население. Хотя им бы наверняка было интересно… Об этом много спорили журналисты Челябинской области, пока не пришли к мысли: нужно искать выходы, чтобы сделать башкирский язык и культуру привлекательными и для башкир, и для русских. В противном случае все может закончиться плачевно, как с нагайбаками: сегодня молодежь родного языка почти не знает. В этом плане Казахстан, осмелюсь сказать, выигрывает. И во многом благодаря работе Ассамблеи народа, где каждый человек может найти единомышленников, приложить руку к развитию своей культуры или просто прикоснуться к чужим обычаям и традициям. Чего только наши фестивали и ярмарки стоят!

Не только песни и пляски

Но у веселой развлекательной функции Ассамблеи есть и другая сторона. На фоне участившихся национальных конфликтов людям необходимо доносить правдивую информацию и разъяснять точки зрения обеих сторон, чтобы не вызвать еще большую бурю.

– Национальность – это не только про песни, пляски и традиции, но также про ценности, философию и взгляды, – верно заметила руководитель «ЭтноМедиаЦентра» Ассамблеи народов Челябинской области Юлия Геращенко.

Ее тезис подтвердила президент Гильдии межэтнической журналистики Маргарита Лянге. Эксперт подчеркнула, что межнациональными конфликтами очень часто прикрывают темные дела – например, дележку территорий. В таких случаях, когда один народ начинает проявлять агрессию к другому, на сцену должны выходить как раз культурные объединения и сглаживать конфликты.

– В России до сих пор происходят стычки между народами. Недавно по новостям передавали, что в Якутии была драка между ингушами и осетинами, – привела пример Маргарита Лянге. – От родины они находятся далеко, в чем же причина побоища? Давний конфликт между двумя этими странами. Правда, молодые люди, принимавшие участие в драке, не могли застать те времена и не могли рефлексировать по этому поводу. Значит, молодежь на такой лад настроили родители. И для чего это делается?

По словам эксперта, в таких ситуациях аккуратно, но просто необходимо подвести общество к мысли о том, что этот конфликт не делает всех осетин или ингушей заведомо агрессивными и врагами. В таких ситуациях у людей срабатывает чувство «свой – чужой», но в цивилизованном обществе подобного разделения быть не может. Вселить уверенность в это должны как раз представители этнокультурных объединений, которые, к сожалению, в таких ситуациях привыкли отмалчиваться.

Главный редактор ИА «ТоболИнфо» Александра Сергазинова рассказала, что подобная тенденция сложилась и в Казахстане: Ассамблея народов ассоциируется только с праздниками, плясками, танцами и кухней.

– При национальных конфликтах Ассамблея старается отмалчиваться, – отметила она. – СМИ понимают, что не должны провоцировать развитие национального конфликта и не поддаваться на провокации. Интересы граждан должны быть выше всего.

От качества работы журналистов, в частности при освещении этнокультурной журналистики зависят жизни и судьбы людей.

– При таком раскладе мы просто не работаем с теми народниками, которые просят нас писать об их фестивалях, но при этом отказываются комментировать происходящее, – заключила Лянге.

Говоря о народах, невозможно не вспомнить про Украину. На фестивале журналисты робко задавали вопросы: а можно ли на фоне спецоперации в Украине проводить праздник украинского вареника? Можно ли продолжать пропагандировать культуру соседнего народа? Зампредседателя Союза журналистов России Алексей Вишневецкий ответил однозначно: «Наша спецоперация не против украинцев, а против нацистов. Поэтому никаких ограничений здесь быть не может. Культура Украины не под запретом».
На фестивале, и правда, постарались показать гостям из других регионов, как разнообразна культура народов Челябинской области: музыканты играли на балалайке, пели на украинском, угощали нагайбакскими баурсаками, предлагали пострелять из башкирского лука. Казахи, кстати, тоже не остались в стороне: наш коллега, редактор газеты «Мендыкара уни» Абай Шаяхметов исполнил песню «Шудын бойында», под которую танцевали абсолютно все и подпевали так, будто знают слова.

Кому нужна журналистика?

Настоящая. Объективная. Беспристрастная. Никому. Таково мнение директора ОГУ «Издательский дом «Губерния» Сергея Филичкина. Он печально констатировал, что сегодня люди не хотят читать мнения двух сторон, обдумывать их позиции и делать выводы. Эмоции, конкретика, мнение – именно это привлекает народ в соцсетях больше, чем традиционная подача материала.

– На ВВС меня когда-то учили, что нужно выслушать всех, изложить две позиции и предоставить читателю возможность самому прийти к собственному мнению, но теперь пользователям нужны хлесткие фразы, обвинения и интерпретация происходящего с вашей точки зрения. Раз вы тут, вы журналист, значит, у вас есть определенный авторитет и вам можно доверять, – считает Филичкин. – Люди ждут эмоций и вашего отношения к ситуации.

– Но эмоции это не журналистика, – возразил замдиректора ИД «Московский комсомолец» Олег Воробьев.

– Я бы хотел работать в стерильных условиях с идеальными людьми, но так не бывает, – заключил Филичкин.

Их слова очень звонко отзываются в казахстанских реалиях. С каждым днем мы все больше замечаем, что гражданам правда вроде как не очень-то и нужна. Это заметно по реакциям на материалы: полную версию мало кто читает, а делает выводы, только исходя из первых строк. Лучше бы покороче да поконкретнее, но в жизни конкретика бывает не всегда…

Второй бич современного активного пользователя соцсетей – инертность и нежелание решать проблемы делами.

– Нам часто пишут люди о своих каких-то жалобах. Мы пытаемся выяснить подробности, помочь решить ее, а человеку это уже не нужно… Он выплеснул эмоции, и желания добиваться результата уже нет, – говорит Олег Воробьев. – Дальше это уже наша проблема, а не их.

И снова точное попадание в нашу ежедневную рутину: люди вроде бы хотят решить вопрос, но не своими руками, то есть ничего не делая. Многие уверены, что отправить жалобу достаточно, а дальше все как-нибудь само произойдет… Кто виноват и что делать? Возможно, журналисты сами избаловали людей. Возможно, онлайн приучил нас к тому, что можно «скрыться» за секунду и больше не отвечать, таким образом перекладывая ответственность на других. Это как подбросить котенка под забор соседу…
Сильно ли мы и наша философия отличаются от россиян? Исходя из примеров выше – нет. Но это только капля в море. Плывем дальше.

Татьяна НАЗАРУК,
фото Сергея ЗАИКА


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77