Артем Круталевич имеет за плечами 13 лет практики, 12 из них он тесно взаимодействует с подопечными ОО «Радуга»
Эта организация объединяет мам детей с инвалидностью. Благодаря госпрограммам и спонсорам маленькие жители области имеют возможность выезжать на отдых и реабилитацию в загородный лагерь, где с ними работают психологи и арт-терапевты. Именно во время занятий в «Хатико» Артем Круталевич понял, что особенно в поддержке нуждаются матери таких детей.
– В этом году в лагере через меня прошли 300-400 человек, – рассказывает Артем. – Я работал с детьми, но непременно общался и с родителями, потому что от них многое зависит. И здесь столкнулся с тем, что мамы испытывают большие психологические трудности: кто-то замыкается, не видит себя в будущем, теряет желание работать с ребенком. Сейчас веду личную практику. Щелчком для меня стала ситуация, когда одна из женщин сказала: «Мне кажется, что я плохая мать. Я 12 лет воспитываю своего ребенка, но чувствую, что его не люблю».
Матери, которые остаются в декрете один на один с малышом, тоже часто сталкиваются с непониманием и равнодушием. Мол, она же весь день дома, значит, отдыхает, чего плакаться и просить о помощи? А теперь представьте, что вам нужно отдавать в два раза больше сил, чтобы поднять особенного ребенка. Это поймет только тот, кто сам оказался в такой же ситуации.
– Я всегда на сеансах повторяю, что если родитель взял на себя ответственность растить особенного ребенка, он герой! – отмечает психолог. – И если родитель сам нестабилен, не знает, чего хочет от жизни, это передается ребенку. Если мама в депрессии, она выгорела, то это все скажется на детях. И в таких ситуациях нужно искать ресурсы, которые могли бы подпитывать ее. Как раз этим мы на сеансах и занимаемся. Многим элементарно нужно выговориться, выплеснуть то, что накопилось, что они не могут сказать ребенку, своим близким. Часто женщины говорят, что мужья их не понимают. Пока мамы бьются за своих детей, папы живут обычной жизнью и не хотят принимать участие в воспитании ребенка, а многие вовсе уходят из семьи. В этом плане институт отцовства у нас страдает. Редко встречаются пары, где оба родителя стараются для своих детей.
Еще одна большая проблема для родителей особенных детей – общество их часто не принимает. Приходится уводить, даже прятать своего ребенка, который ведет себя с точки зрения общепринятых норм неадекватно. Хотя относительно своего поведения такие дети абсолютно нормальные.
– В Костанае обстановка еще более-менее, у нас есть специальные учреждения, классы в школах, специалисты. Но в лагерь приезжают еще дети из Аркалыка, Караменды, Житикары, Аулиеколя. Там родителям еще сложнее, – считает Круталевич. – Мамы рассказывали, что они даже просто на площадку во двор не могут выйти, потому что и дети, и их родители начинают особенного ребенка обижать и притеснять. Многие по этой причине предпочитают оградиться от социума и большую часть времени находятся дома.
Вопросы, с которыми сталкиваются такие родители и дети, можно перечислять долго: некоторые мамы отказываются признавать диагноз, дети, вырастая, не знают, как жить и войти в социум, родители, оберегая своего особенного ребенка, утрачивают другие смыслы жизни…
– У меня есть крестник, которому поставили диагноз «аутизм». Его мама долго отказывалась верить в это, считала, что клеймо ее сыну не нужно. Я долго объяснял, что признание – это не страшно и не стыдно, это льготы от государства, возможность развиваться и помогать ребенку. Благодаря усиленной работе мой крестник адаптировался к обществу и вырос очень славным парнем, – приводит пример психолог. – Я понимаю, что страшно признавать диагноз, но тем самым вы сделаете своему ребенку только хуже.
Многие мамы настолько привыкли к постоянной заботе о детях, что, оставшись наедине с собой, не знают, чем заняться и чем заполнить эту пустоту вокруг. Это же касается и работы, так как часто родители находятся с особенным ребенком 24/7, они не могут полноценно выйти на работу. В принципе, найти источник дохода можно и дома, но кто-то боится начать и посмотреть на ситуацию под другим углом.
Артем Круталевич говорит, что плотно общается со всеми организациями, занимающимися особенными детьми, и готов к сотрудничеству. Если бы государство выделяло деньги в рамках госсоцзаказа на психологическую работу с родителями особенных детей, охват помощи для этой категории мог быть гораздо шире.
Пока что психолог ведет только частную практику и планирует организовать в кабинете уголок, где мамы могли бы оставить детей с его помощником и отдох-нуть во время сеанса.
Татьяна ФАЙЛЬ,
фото Абиля ДОЩАНОВА
Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77