Наш город Социум

«Наш Костанай» проверил, в каком состоянии находятся кладбища после зимы

Мы побывали на четырех – городском, расположенном за аэропортом, Краснопартизанском, Затобольском и по ул. Маяковского.

С наступлением тепла люди стремятся на погосты, чтобы навести порядок на могилах, подкрасить оградки, установить памятники или возвести мазар.

МУСОР И ВОДА

Сначала мы отправились на городское кладбище, которое находится в районе аэропорта. У въезда на территорию уже работают прилавки с искусственными цветами, припарковано много машин. Буквально в каждой аллейке люди активно наводили порядок на могилах родственников, поэтому во время нашего рейда тоски, запустения и заброшенности не ощущалось. С разных сторон доносились голоса, звуки работающих моторов и карканье ворон. Птицы были явно обеспокоены таким количеством гостей.

Результат народного труда можно наблюдать в самом начале кладбищенских рядов. Прямо у таблички «Мусор не бросать» его предостаточно. Люди организуют несанкционированные свалки, конечно, не у каждой могилы, а в каких-то определенных местах. Не везде есть контейнеры, поэтому старые ветки, трава, выцветшие венки, блюдца и бутылки лежат в кучах.

– А куда еще этот мусор нести? По всему кладбищу искать баки? А если и найдешь, они все равно забиты под завязку. Мы аккуратно складываем мусор в проезде, надеемся, что сюда доедет техника и уберет, – поделился посетитель Сергей Куйбышев.

Мусор – главная проблема всех наших кладбищ. Как его решают власти? С прошлого года стали выделять деньги на содержание территории погостов, на это из бюджета направили 21 488 574 тенге. Подрядчиком был ТОО Best Building Company.

Организация, которая займется работами в этом сезоне, еще не найдена, на портале госзакупок этот лот находится на обжаловании.

Финансирование на 2024 год – 22 758 928 тенге. Изначально победителем в конкурсе было обозначено ТОО Adal companyKZ, но ТОО «ТПК Арыстан» это решение обжаловало, они не согласны с протоколом итогов. В организации считают, что победитель не соответствует квалификационным требованиям. В департаменте внутреннего государственного аудита по Костанайской области жалобу пока рассматривают.

А время идет, по договору работы должны производить с мая по сентябрь. В списке обязанностей: вырезка порослей с вырубкой кустарников – 1000 штук. Установка шести контейнеров для вывоза ТБО и их опустошение. В транспортировку входит также строительный мусор, а его тут предостаточно. Например, на одном из рядов мы обнаружили остатки цементного раствора.

Кроме того, подрядчики должны обеспечить ежедневное дежурство рабочих, установить ограждения для мусорных контейнеров, изготовить и разместить стенды с планом-схемой, а также направляющие указатели с номером сектора на внутренних разделительных дорожках. Такой объем работы остается невыполненным. К слову, таблички действительно помогли бы, так как ориентироваться на кладбище непросто.

На этом же погосте мы обнаружили, что некоторые могилы на мусульманской части захоронений подтоплены талыми водами. Опасно ли это?

– Мы знаем, что основной признак, который стал отличать людей от древних животных – это забота об умерших и их погребении. Это привело к тому, что произошло разделение на два мира. На естественный, который нас окружает, и мистический – загробный, – отмечает начальник областного патологоанатомического бюро Евгения Сохарева. – Что возникло раньше: забота о мертвых или вера в иной мир? Никто до конца решить не смог. Вследствие этой опеки люди стали считать, что некоторые изменения и ощущения, которые характерны для нас, живых, вроде как присущи и погибшему телу. Если мы будем исходить из материалистических воззрений, то это не так. То есть, когда человек умирает, та самая единая система функционирования – центральная нервная и периферическая системы, внутренние органы перестают работать как единый организм. Она начинает разваливаться, терять свои функции, отмирать, превращаясь в элементарные частицы. Поэтому говорить, что подтопление как-то сказывается на мертвом человеке, в общем-то да. Но не в области ощущений, а в биологических изменениях.

Специалист отмечает, что паводок мог привести к заболачиванию кладбища, а в такой среде гнилостные изменения останавливаются.

– Прекращается поступление кислорода и происходит такое явление как мумификация. Тело становится отчасти более сохранным. Представляет ли мертвое тело биологическую опасность? Каким-то образом да, особенно если в нем есть опасная инфекция. Допустим, сибирская язва или чума. Но на нашем кладбище я таких захоронений не помню. Наводнение само по себе влечет риск размытия могил, что неприятно и требует дополнительных работ. Но назвать эту проблему опасной, скорее, нет. По большей части, это несет неудобство для живых. В нашей культуре принято заботиться о захоронениях, в обязательном порядке хочется прийти к родственнику, вспомнить покойного, оформить могилу, а вода, которая там стоит, может помешать этому событию, – считает Сохарева.

Династия врачей Герасимовых покоится на Краснопартизанском кладбище

ЧЕГО ТУТ ТОЛЬКО НЕ НАЙДЕШЬ

На кладбище с часовней по Рудненской трассе ситуация похожая. Хаотичными горками между рядами лежит мусор. На одной из таких свалок мы нашли сложенный стопкой набор резины для автомобиля. Как она тут оказалась, для чего ее привезли? Одни вопросы.

Из-за щедрой на влагу погоды дороги на кладбищах размыты, ходить местами невозможно. А между тем о благоустройстве пешеходных дорожек и проездов говорилось в санитарно-эпидемиологических требованиях к проектированию и содержанию кладбищ. В документе от 2005 года указано, что на погребальных территориях должны предусматриваться зеленые насаждения с учетом обеспечения достаточного проветривания и инсоляции. Обеспечение водоснабжением, канализацией при проектировании административных помещений. Территория погостов должна быть разбита на секторы, благоустроена, ограждена и озеленена не менее 20% от общей площади кладбища. Еще здесь необходимы стоянки для автокатафалков и автотранспорта, урны для сбора мусора. Площадки для мусоросборников должны быть огорожены и иметь твердое покрытие – асфальтирование или бетонирование. Территорию надо регулярно убирать.

Только есть одно но. Эти правила утратили силу в 2010 году. С тех пор подробно прописанных указаний больше не было. В последней, самой свежей вариации от 19 августа 2021-го, к благоустройству кладбищ никаких требований нет.

И ЗДЕСЬ ПОКОЯ НЕТ…

И если на действующих погостах хоть какие-то нормы пытаются соблюдать и там есть сторожки с охраной, то на старом кладбище по ул. Маяковского за порядком следить вовсе некому.

На действующем погосте по. ул. Маяковского можно встретить необычные памятники

Здесь предавали земле последний раз в 70-х годах. Кажется, что и мусор тут лежит с тех самых пор. Но есть и свежие следы жизнедеятельности.

– Кладбище облюбовали бомжи, – поделилась с нами Ирина Демьянова. – Я живу на дачах и прохожу сквозь него на остановку по ул. Маяковского. Часто вижу тут выпивающих людей, жгут костры и живут у могилок. Думаю, они же и уносят оградки на металлом.

В департаменте полиции мы узнали, что за прошлый год хищение металла с костанайских кладбищ фиксировали 8 раз. С начала 2024-го пока что единожды. И речь идет не только о недействующих погостах, которые некому охранять.

ПОКАЗАТЕЛЬНО

Самым образцовым оказалось мусульманское кладбище. Мы посетили то, что находится в Тобыле. Местный охранник сказал, что обслуживает его ТОО «Горизонт». Наверное, большую роль в отсутствии лишнего мусора играет различие в культурах. На зиратах нет венков и искусственных цветов, следовательно скапливаться тут нечему. Местами лежат кирпичи, некоторые захоронения заплел сухостой, но гор мусора здесь нет.

P.S. Надеемся, что обжалование тендера на обслуживание кладбищ не затянется на все лето. Вопрос скоро решится, появится подрядчик, который наведет должный порядок, вывезет мусор, установит контейнеры. И люди смогут достойно навещать усопших родственников.

Полина ЦИММЕР,
фото Абиля ДОЩАНОВА
и Ларисы БОЖКО


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77