В ритме города Костанай и костанайцы

Николай Еременко о развитии в Костанае бадминтона, гольфа, работе тренером и своем жизненном пути

Наш собеседник – один из выдающихся спортивных функционеров региона. За его плечами годы трудовой деятельности в ДЮСШ, десятки успешных воспитанников, победы на крупных соревнованиях и даже работа в Республике Маврикий

5 ноября Николаю Арсентьевичу исполнилось 80 лет! Возраст солидный, но несмотря на это, знаменитый наставник продолжает работать и вносить свой вклад в развитие спорта. Сейчас он инструктор по спорту в КГУ «Спортивная школа гольфа».

С нашим героем мы встретились в одном из кафе города за чашечкой латте. Николай Арсентьевич произвел очень приятное впечатление своей любезностью, крепким рукопожатием, энергичностью и позитивным настроем.

О КАРЬЕРЕ

– Николай Арсентьевич, в Казахстане и Костанае вас занют как успешного бадминтониста, но я почти не нашел информации, как вы попали в этот вид спорта, который изменил вашу жизнь.

– В 1960 году я окончил школу в Украине и приехал к брату в Костанайскую область. Он же прибыл сюда на освоение залежных земель. Брат мне посоветовал поступить в пединститут на факультет физики и технических дисциплин. Моя группа оказалась спортивной, и где-то на втором курсе в вузе проводился турнир по бадминтону. На тот момент об этой игре я практически ничего не знал, хотя со спортом был знаком. Я принял участие в этих соревнованиях и с ходу занял первое место. Игра меня воодушевила. Помню, что за победу мне подарили классический черный костюм из Китая, который я потом надел на свою свадьбу (улыбается). Вскоре познакомился с тренером Владимиром Петровым, он и пригласил меня заниматься.

– Как вам удалось с первого раза всех обыграть?

– В школьные годы занимался биатлоном, легкой атлетикой и другими видами спорта. Думаю, базовая физическая подготовка сыграла свою роль.

– Что было дальше?

– Мы стали тренироваться с Петровым, поехали на чемпионат Казахстана, где в итоге я снова стал первым. По иронии судьбы в финале встретились с Владимиром, которого никогда ранее не обыгрывал. Но все сложилось в мою пользу, и в итоге этот чемпионат развел наши пути. Он не смог смириться с поражением и расстроился. После окончания института трудоустроился в автодорожный техникум, параллельно занимался тренерской работой с детскими группами.

– Преподавателем вы работали всего год, почему?

– На занятиях я не чувствовал той обратной связи, которую получал от учеников в секции бадминтона. В итоге понял, что хочу посвятить свою жизнь спорту, и принял окончательное решение стать тренером, это был 1966 год.

– В 1969 году вы стали директором ДЮСШ, на тот момент вам было всего 23 года. Вы быстро привыкли к административной работе?

– Сложностей не ощущалось, так как я очень хорошо знал систему детской спортивной школы. Я проработал здесь до 1974 года, это большой срок, и к тому моменту почувствовал, что пора что-то менять. Работа директором не давала мне развиваться как тренеру, поэтому перешел на должность старшего тренера ДЮСШ Костанайского областного спортивного комитета. Считаю, что сделал осмысленный шаг. Позднее тренировал сборную СССР и работал даже за границей.

– Кстати, о загранице, в 1982 году вы были тренером в Республике Маврикий. Как попали в это далекое островное государство?

– Тогда проводился всесоюзный конкурс среди детских спортшкол, где я занял первое место. В порядке поощрения меня, как перспективного тренера, отправили работать в Республику Маврикий, которая была в дружеских отношениях с СССР. Там я создавал учебные группы, проводил тренировки. Работал со сборной страны. Всего пробыл 4 месяца, трудился, можно сказать, на общественных началах.

– Какие впечатления у вас оставила эта страна?

– Там талантливые спортсмены. К примеру, в группе из ста человек 90 очень способные, это высокий показатель. У них прекрасная координация, реакция, природные данные. Если рассматривать национальный состав, большая часть населения – креолы, около 30% китайцы, индусы и другие народы.

– Вы четыре года входили в тренерский штаб сборной СССР и должны были поехать на Олимпийские игры в Барселону-1992. Почему остались «за бортом»?

– К тому моменту команды СССР уже не было, вместо нее сформировалась сборная СНГ. В руководстве отдавали предпочтение специалистам из России и меня, мягко говоря, подвинули из сборной. Моему воспитаннику Игорю Дмитриеву поставили условие, чтобы он принял гражданство России и поехал на Олимпиаду либо покинул команду. Он отказался от предложения, и мы оба выбыли из списков.

ГОЛЬФ

– В 2003 году вы довольно неожиданно стали директором гольф-клуба Костаная. Как это случилось?

– Это вышло совершенно случайно и не запланированно. Однажды я был на приеме у Умурзака Шукеева, который в то время работал акимом Костанайской области. В беседе со мной, учитывая мой управленческий и тренерский опыт, он предложил мне возглавить новообразованный гольф-клуб. Мне стало интересно и я согласился, это был новый вызов. Гольф понравился сразу, это прекрасная игра. Бадминтон и гольф разные виды, но в целом у любой дисциплины база подготовки одна.

– Этим летом вы вышли на заслуженный отдых, однако вскоре снова вернулись на работу.

– Мне казалось, что уже пора отойти от дел и заниматься личной жизнью, но уже через три месяца изменил свое мнение. Дома было тоскливо, ухудшилось здоровье, прибавился лишний вес. Я почувствовал, что не могу без спорта, и решил, что пока силы есть, нужно работать. Вернулся в гольф-клуб в качестве инструктора.

НАШИ ДНИ

– Чем отличаются методы работы прошлого и настоящего?

– Я сторонник индивидуальных и точечных занятий, так лучше раскрывается потенциал спортсмена. Сейчас чаще всего практикуются групповые занятия, у которых множество недостатков. Хотя и здесь все зависит от тренера. Хороший специалист может выдерживать баланс, успевая уделять внимание как всей группе, так и отдельным ученикам. Нужно чувствовать эту тонкую грань, чтобы, как говорится, были и волки сыты, и овцы целы.

– Насколько перспективен профессиональный спорт сегодня?

– В прошлом были определенные условия, которыми можно было заинтересовать атлетов. Помогали с поступлением в вузы, предоставлялось жилье, некоторые льготы и другое. Сегодня подобное сложно представить. Лифтов для дальнейшего роста после детского спорта немного. К тому же спорт стал коммерческим явлением, где без хорошего финансирования высокие результаты редкость. Хочу отметить, что поток детей в секции сегодня большой, но и отток не меньше.

О СЕМЬЕ И ЛИЧНОМ

– Как вы поддерживаете форму?

– После того, как вернулся на работу, я тут же приступил к тренировкам. Стараюсь ежедневно проводить зарядку и играть в гольф. Сейчас у меня отличное самочувствие, я бодр, улучшилась выносливость, мне легче заниматься бытовыми делами, владеть телом. Строгого распорядка дня и диет у меня нет. Как и большинство людей, встаю в 8 утра, ложусь спать к десяти вечера. В день стараюсь проходить по 12-15 километров, зимой занимаюсь на тренажерах.

– Вы о чем-то сожалеете?

– О травме Игоря Дмитриева. В 1995 году на чемпионате мира в Шотландии он порвал заднюю мышцу бедра. Повреждение оказалось очень тяжелым. После этого он уже не смог вернуться в большой спорт. Игорь был перспективным, обыгрывал сильнейших соперников мира. Травма стала большой трагедией как для него, так и для меня.

– Николай Арсентьевич, вы очень разносторонний спортивный человек, пошли ли ваши дети по этому же пути?

– У меня две дочери, и они больше тянулись к творчеству, обе окончили музыкальную школу. Честно говоря, зная все спортивные проблемы, я старался в это направление их не привлекать. Они непродолжительно увлекались спортом для себя, не на результат.

– Кто вам оказывает поддержку?

– Если говорить о спорте, то на всех этапах поддерживали все акимы Костанайской области. Не сложилось у меня только с Архимедом Мухамбетовым, который является шахматистом. При его руководстве гольф-клуб заметно просел в плане финансирования, ухода за полями, техники. Сейчас дела в клубе постепенно налаживаются. Действующий аким области Кумар Аксакалов обратил внимание на гольф. Да и в общем поддерживает в регионе спорт. Он не выделяет отдельные виды, внимание ко всем одинаковое.

– А в личном плане?

– Моя опора – дети, внуки, правнуки и, конечно же, супруга Лидия Ивановна. Она ухаживает за мной, балует вкусными блюдами, следит за моим здоровьем. Благодаря ей сохраняю силы и целеустремленность.

– Спасибо большое за приятную беседу! С прошедшим днем рождения, успехов в работе и крепкого здоровья!

Асхат НУРТАЗИН,
фото Ларисы БОЖКО


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77