Здравоохранение Костанай и костанайцы

О трудовых буднях скорой помощи Костанайской области, проблемах и личном опыте рассказывает Давид Саркисян

Чуть больше месяца назад пост главного врача Костанайской областной станции скорой неотложной медицинской помощи покинула Ирина Штейгервальд. Ее сменил молодой и перспективный специалист, у которого она была наставником много лет

Стоит отметить, что Ирина Анатольевна в этой должности находилась 27 лет – с 1996 года по август 2023-го. После этого в народе пошли разговоры, что теперь работники «103» расслабятся. Мол, Штейгервальд держала всех в ежовых рукавицах, не давала слабины. За твердый характер многие называли ее «железная леди». Однако костанайцам переживать не стоит, у руля ведомства встал ее ученик. Интересно, что наш собеседник сразу согласился на интервью, не требовал прислать вопросы заранее, чтобы подготовиться. Было понятно – человек открыт к диалогу.

НАЧАЛО

– Давид Саркисович, начнем с банального. Откуда вы родом, сколько лет, какое образование?

– Родился я 20 апреля 1990 года в селе Тимирязево, Тимирязевского района, Северо-Казахстанской области. Окончил там школу-гимназию в 2007 году и сразу же поступил на грант в Карагандинский медицинский университет по специальности «хирургия». В 2017 году получил диплом. Устроился хирургом в Тимирязевскую центральную районную больницу, параллельно поступил в Северо-Казахстанский университет имени М. Козыбаева, где получил степень магистра экономики и бизнеса.

После года работы в ЦРБ ушел в отпуск. Поехал не на море, а к друзьям-однокурсникам в Аулиеколь, все они работают в районной больнице по специальности. После разговора с главным врачом принял решение остаться здесь. С ноября 2015 года работал хирургом в отделении травматологии Аулиекольской ЦРБ, кроме того заведовал приемным покоем и скорой помощью.

– Видимо, здесь вы и познакомились с Ириной Штейгервальд?

– Да. Когда пошла централизация службы скорой медпомощи, Ирина Анатольевна неоднократно приезжала в нашу ЦРБ. Она узнала, что у меня два образования, пригласила в Костанай, в уже ставшую областной станцию скорой неотложной медицинской помощи. Честно признаюсь, я долго думал, сомневался. Ведь я лечебник, оперировал активно, а тут… административная работа. Но так как я по натуре немного рисковый, принял решение согласиться. Получается, с 2019 года был под крылом гиганта скорой помощи.

– Если я не ошибаюсь, вас сразу приняли на должность заместителя главного врача областной станции скорой помощи. У вас не было времени на раскачку, сразу оказались в гуще событий.

– Это действительно так. Мой пятилетний стаж работы позволял это сделать. Плюс ко всему я прошел первичную специализацию врача скорой помощи. Получил сертификат о переподготовке.

Я очень благодарен Ирине Анатольевне за все. Она очень чуткий, честный, грамотный и справедливый руководитель. У нее советская закалка. Всегда восхищался ее умением владеть словом. Она без подготовки могла дать интервью. Просто стоять рядом и слушать ее речь было приятно. А что касается скорой помощи, то тут вообще вопросов не возникало, все работало как часы. Даже будучи главврачом, она могла выехать на вызов.

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ

– Ирина Анатольевна поставила планку. Не боитесь, как говорится, ударить в грязь лицом?

– Конечно, тяжело было принимать бразды правления после такого именитого руководителя. Ее знают и уважают во всей республике. Но я и мои коллеги будем прилагать все усилия, чтобы наша станция скорой помощи процветала.

– Уходя на заслуженный отдых, она дала какие-то наставления? Остается с вами на связи?

– Первое, что Ирина Анатольевна мне посоветовала, – это быть честным перед самим собой, ценить коллектив, находить компромиссы и идти по намеченному пути.

Я уверен, что моя наставница, если даже позвоню ей ночью, ответит на звонок и даст рекомендации. Она не тот человек, который ушел и забыл обо всем и всех!

О НАСУЩНОМ

– В настоящее время существуют какие-либо проблемы на станции скорой помощи? Может, нужно обновить автопарк?

– К счастью, еще в 2020 году по лизингу мы получили 50 реанимобилей. У нас стопроцентная укомплектованность. К тому же в каждый район мы направили по новенькой машине, которая оснащена современным и качественным медоборудованием. Все наши фельд­шера обучены работе на нем. Да и в целом мы держим вопрос обучения сотрудников на контроле. Каждый месяц они повышают свои знания на онлайн или офлайн-курсах.

Что касается проблем… Могу назвать одну. Нам нужно типовое здание. К примеру, сейчас я работаю в кабинете, который находится на ул. Быковского, мои бригады – на ул. Победы. Это не совсем удобно. Кроме того, у нас не хватает гаражных и складских помещений, где можно хранить запчасти и медикаменты.

Если бы у нас было типовое здание, то зимой машины не пришлось бы прогревать. Они бы выезжали с теплых боксов. А представьте, многие автомобили у нас на дизельном топливе. Им нельзя давать промерзать.

– Поднимали этот вопрос где-то?

– Да, на уровне области, он до сих пор не закрыт. Мы периодически напоминаем о необходимости типового здания. Даже сделали проект, все нарисовали.

Правда, мы понимаем, что это решается не за один день, требуются колоссальные вложения. Но я уверен, что при поддержке областного акимата и республики мы все-таки придем к результату.

– Что касается кадров, нет текучки?

– Работа у нас нелегкая. День, ночь, дождь, буран… мы всегда должны быть в строю. Естественно, не каждый может выдержать такие нагрузки. Но у нас сформирован костяк. Есть люди, которые работают много лет и не собираются покидать станцию. Мы ценим их – это и наши опытные водители, и фельдшера, и медработники, и санитары…

У нас есть пациенты, которые уже знают врачей, регулярно выезжающих к ним на вызовы.

– А часто вызывают скорую при температуре или любом недомогании?

– Разное бывает в работе. Но сейчас мы опираемся на приказ, который был издан еще в 2020 году. Все вызова разделены на четыре категории срочности. Например, первая категория – это экстренная. Временной регламент приезда скорой помощи составляет 10 минут, вторая категория – 15 минут, третья – 30 и четвертая – 60. К данной категории относятся вызовы с обострением хронических заболеваний, подъем температуры у детей старше трех лет.

Сейчас в сутки поступает 800-900 вызовов. В выходные и праздничные дни больше.

За смену наши бригады сталкиваются с разным отношением пациентов и их родных. Мы прекрасно понимаем, что для тех, кто вызывает скорую, минута кажется часом, отсюда и упреки по поводу долгого ожидания. К счастью, движение наших машин мы можем отследить до секунды. Данные, поступающие со спутника, никак не изменить. Все в автоматическом порядке.

В пилотном проекте в некоторых областях Казахстана фельдшеров оснащают видеожетонами, как полицейских. Мы тоже хотим это сделать. В этом я вижу много плюсов. Во-первых, это будет дисциплинировать как медработников, так и пациентов. Мы сможем воочию увидеть объем оказанной медпомощи. Также пациент всегда будет помнить о соблюдении этики.

О ЛИЧНОМ

– Сейчас вы заняты административной работой, не скучаете по практике?

– Первое время скучал, до тоски доходило. Но человек привыкает ко всему. Признаюсь, я не совсем закрыл двери в хирургию, не поставил точку. Мы же не знаем, как сложится дальнейшая жизнь…

Хирургия – это искусство, то направление, где сочетаются точность руки и гибкость мозга.

– А сколько длилась ваша самая долгая операция?

– Шесть часов. Оперировал мужчину, который попал под комбайн. Человек был весь переломан. Пришлось ампутировать конечности, это был мой первый опыт. Но нам, аулиекольской команде, удалось спасти пациента.

А вообще за время практики было много случаев. В отделении травматологии говорят, что половина травм начинается с фраз: смотри, как я могу – говорит один, нет, смотри, как я умею – говорит другой.

– Давайте переключимся на личное. Вы женат, есть ли дети, как проводите досуг?

– Со своей женой мы познакомились в Аулиеколе, она работала врачом общей практики. Потом прошла переподготовку и стала патологоанатомом. Сейчас в декрете, доченьке недавно исполнился один год.

В свободное от работы время мы с друзьями ходим в караоке. Обязательная к исполнению песня группы Scorpions – Wind Of Change («Ветер перемен»). Могу дома для дочери играть на гитаре, танцевать вместе с ней. Вообще я раньше занимался русскими народными танцами, балетом, играл в шахматы… Сейчас на это нет времени. Даже в тренажерный зал хожу не так часто, как хотелось бы.

– Сейчас сезон ОРВИ, что посоветуете нашим читателям?

– Совет банальный. Пить больше чистой воды комнатной температуры, ведь иммунитет хорошо работает именно в жидкой среде. Также необходимы физические упражнения.

Желаю всем быть здоровыми, стройными, жить долго и счастливо!

Валерия ВАХНЕНКО,
фото Ларисы БОЖКО


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77