Наш город

Отравленное детство

Более 30% казахстанских детей, по данным ЮНИСЕФ,  сталкиваются с травлей в школе

И последствия этого психологического и физического насилия могут быть самыми разными для школьника: от потери уверенности в себе и замкнутости до суицидальных мыслей.

Елена Петренко – человек, постоянно работающий с проблемой психологического и физического насилия в школах. Она – директор регионального Центра психологической поддержки и дополнительного образования и профессионал, точно знающий, что такое школьная травля и как с ней бороться.

– Елена Александровна, детская агрессия – распространенное явление в наших условиях?

– Эта проблема встречается довольно часто. Если анализировать обращения в наш центр, то жалобы на межличностные отношения озвучивают около 40 процентов детей. Добавьте еще 20 процентов обращений, связанных со взаимоотношениями с учителями, и получите порядка 60 процентов от всех случаев, что вызывают как минимум беспокойство у ребенка.  Травля, сейчас ее модно называть буллингом, – явление, которое возникло не вчера. Раньше жертв такой агрессии называли белыми воронами. И агрессором может быть как один человек, так и группа. Остальные – свидетели, с немого одобрения или безучастия которых творится буллинг.

Различают несколько видов травли в школе. Например, вербальная травля, когда ребенка оскорбляют словами, ему даются какие-то обидные прозвища. Более серьезная форма поведенческого террора – когда ученики объявляют бойкот, изолируют от общества «изгоя», не общаются с ним, забирают вещи ребенка, прячут их, всячески создавая невыносимые условия существования ребенка в коллективе. Нередки случаи оскорбления в интернете, когда пишутся обидные комментарии, распространяется обидное фото. Здесь речь идет о кибербуллинге – явлении, набирающем стремительные обороты в современном обществе. И для ребенка эти виртуальные выпады не менее болезненны, чем реальные. Нередки случаи физического буллинга, когда не избивают в прямом смысле, но бьют так, что становится больно, например, в район плеча, «подсушивая» руку. Когда начинаешь в школе разбираться, кто и зачем это делает, дети говорят,  что это игра. А у ребенка неделю рука болит, какая это игра? Это целенаправленное увечье, когда раз за разом бьют в одно и то же место.

– Зачем одни дети устраивают травлю другим?

– Агрессоры таким образом самоутверждаются, показывая, кто сильнее. Все это возникает не на пустом месте, а при наличии определенных факторов. К примеру, растет ребенок в семье, где его подавляют, и ему приходиться самому становится агрессором. Он хочет чувствовать себя лидером, начинает ущемлять того, кто послабее. То есть, видя в своей семье эту модель поведения, он просто не знает, что может быть иначе, и применяет ее в общении со сверстниками. Иногда действия педагогов способствуют буллингу. Учителя порой кого-то слишком выделяют, а кого-то, наоборот, задевают и способствуют формированию общего мнения класса, который со временем начинает этого ребенка уничижать. Жертвами становятся те дети, которые меньше в себе уверенны, чем-то отличаются от других. Это может проявляться как в поведении, тот же самый эффект белой вороны, так и во внешности. К примеру, ты слишком худой, а ты очень полный.

– Как распознать, что ребенок подвергается такому насилию?

– Не все дети рассказывают о своих проблемах. Некоторые, особенно мальчики, считают, что жаловаться родителям стыдно. Первый звоночек: ребенок стал задумчивым, постоянно расстроен. Стоит подумать, может быть, кто-то не дает ему спокойно развиваться в коллективе? Или если с одноклассниками нет общения, значит – в классе что-то происходит некомфортное по отношению к ребенку. Стоит обратить внимание на постоянно порванную одежду либо пропадающие вещи. Не просто раз, два, а систематически. Также жертва буллинга  ищет причину, чтобы не пойти в школу. Может больным казаться или что-то придумывает. Родители думают, он не хочет учиться. А причина кроется совсем в другом.

Поэтому на все эти «звоночки» обязательно нужно обратить внимание и аккуратно провести беседу. Не лоб в лоб, спрашивая и требуя рассказать, что происходит, а просто подводить к проблеме разговор. Обязательно в спокойной обстановке. Можно рассказать пример из собственной школьной жизни, тогда ребенку будет проще довериться. Даже если буллинг не подтвердится, родители в  профилактических целях должны говорить ребенку, что он всегда может рассчитывать на их помощь. А если он рассказал о фактах психологического и физического насилия в школе, нельзя постоянно расспрашивать, как его обижали и что произошло. Иначе ребенок вынужден возвращаеться к этому моменту и переживать его вновь и вновь. Ну и, конечно, недопустимо насмехаться над проблемой ребенка, показывая, насколько это несерьезно. Иначе ребенок замкнется и больше ничего не расскажет.

– Ребенок рассказал, что стал жертвой травли в школе. Что делать родителю?

– Во-первых, не нужно считать, что дети сами разберутся. Нужно подключаться самим и подключать классного руководителя, психолога, заместителя директора по учебно-воспитательной работе. На начальных этапах проблемы родители могут поработать над тем, чтобы научить своего ребенка не вестись на провокации, не реагировать. То есть можно объяснить алгоритм поведения простым примером: когда тебе дарят какую-то вещь, пока ты ее не принимаешь, она не твоя, она остается у прежнего владельца. Так и с агрессией: не принимать и не вестись на провокации. Нужно учить детей правильно общаться с агрессивно настроенными личностями. Не впадать в панику, не кричать, говорить вежливо и с юмором. Есть такой метод, как отображение. Когда тебе говорят: ты плохой, нужно отвечать, что агрессор хороший. Это введет в недоумение обидчика, и момент теряет остроту.

– А как же любимая родителями фраза: «Дай сдачи»?

– Конечно, большинство родителей, особенно папы, своих детей учат давать сдачи. С одной стороны, ребенок должен уметь постоять за себя. Но если ребенка обижают словами, а он дает сдачи кулаками, то это в корне неверно. Нужно учить детей вербально решать свои проблемы – на уровне слов и поведения. Потому что при физическом насилии  виноваты оба – тот, кто начал драку, и тот, кто продолжил. Конечно, физическая сила важна, но лучше направлять ее на занятия в секциях, спортивных кружках. Как вариант, можно отдать ребенка в спортивную секцию для того, чтобы он стал увереннее. Осознавая свою силу, у ребенка не будет страха. Но нужно объяснять, что применять эту силу нужно только в спортивных целях. И если уж между детьми дело дошло до драки, необходимо немедленно подключать к решению конфликта администрацию школы и психологов.

– Перевод ребенка в другой класс или школу не будет считаться побегом от проблемы?

– Этот шаг вполне может быть выходом. Потому что иногда складываются такие отношения, что продолжать находиться в этом коллективе нет возможности. Ни один человек не заслуживает жить в состоянии униженности. Расти и учиться нужно в безопасной обстановке. Были случаи, когда просто перевод ребенка из класса в класс решал проблему. И родители каждый раз отмечали, насколько это было правильное решение. Вообще, помощь нужна и самому агрессору. И она должна быть профессиональной. Психологи могут выявить корень проблемы и постараться устранить ее. Родители же со своей стороны могут наладить доверительные отношения с ребенком и подумать над его творческой и спортивной занятостью. А еще вспомнить правило, что родитель должен воспитывать, прежде всего не ребенка, а себя. Помните, что причина детской агрессии, а в последующем и серьезных личностных изменений, зачастую кроется в семье.

Жанна КАЛИЕВА


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77