Костанай и костанайцы Социум

С 1 марта пассажирскими перевозками на бывшем автовокзале Костаная займется новый владелец

Здание по ул. Карбышева, 131, которое с момента постройки 20 августа 1984 года служило автовокзалом, больше так официально именоваться не может. Теперь это торговый центр, но, к счастью, здесь же продолжит работу автостанция.

Предыстория краха

Костанай помнит новости от августа 2021 года, когда владелица автовокзала Ботагоз Бопатаева заявила: из-за того, что пандемия свела на нет пассажирские перевозки, а государство отказалось поддерживать предприятие в трудные времена. Здание придется продавать.

– Мы обращались к акиму города, в управление пассажирского транспорта и автомобильных дорог, руководству КТЭК, чтобы хотя бы заморозили нам долги по отоплению, не начисляли пеню. А нам в ответ: вас нет в списке предприятий, которые подпадают под это. Результат – вот уже год нам начисляют пеню на наши долги. На зарплату я уже несколько раз брала кредит, но это же не может бесконечно продолжаться, – рассказывала летом 2021 года учредитель ТОО «Костанайский автовокзал» Ботагоз Бопатаева.

Тогда на сайте оlx.kz появилось объявление о продаже здания с ценником 900 млн тенге. В обществе стали поговаривать о полном закрытии автовокзала, так как чиновники посоветовали Бопатаевой только такой выход из ситуации.

Немного позже, в сентябре 2021 года, в акимате попросили владелицу не выходить из реестра пунктов обслуживания пассажиров. В подвешенном состоянии объект находился почти до конца 2022 года. Автовокзал продолжал работать, но здание стояло на продаже. Наконец в ноябре прошлого года нашелся покупатель. Новый владелец заявил, что намерен сделать из автовокзала рынок…

Настоящий базар-вокзал

Спустя почти три месяца картина более-менее стала понятной: в здании автовокзала действительно будет рынок, но свое основное предназначение объект все же сохранит. Только теперь с юридической точки зрения правильно говорить не автовокзал, а автостанция. Это на деле почти одно и то же, отличие лишь в размерах объекта и в разных тонкостях в сфере безопасности и т.д. В здании продолжает и продолжит работать касса, отсюда же будут уходить автобусы. Для пассажиров в глобальном плане ничего не изменится. Разве что придется привыкнуть к соседству с рынком и другими объектами.

Директор ТОО «Автовокзал «Саяхат» и ТОО «Сауда Орталығы» Ольга Терехова рассказывает, что сейчас прежняя владелица здания Ботагоз Бопатаева арендует место, кассы здесь работают от ее имени. Но уже с 1 марта, как говорит Терехова, новый собственник автовокзала официально запускает здесь работу своей автостанции и становится полноправным хозяином.

– Я пока не знаю, какие направления мы будем обслуживать с 1 марта, могут быть изменения в связи с перезаключением договоров, – отмечает Ольга Терехова. – Сейчас у нас около 14-15 перевозчиков, от нас можно уехать в Челябинск, Екатеринбург, Тюмень, Курган, а также в разные точки области. В день у нас бывает 200-300 пассажиров, транспорт ходит до 12 ночи. Конечно, раньше услугами автобусов пользовались тысячи человек, но пандемия все разрушила. Сейчас мы хотим все возобновить. Лично я считаю, что наши автобусы и комфортнее, и дешевле, чем такси.

Планы по сохранению здания у новых владельцев касаются не только назначения автовокзала, но и его архитектуры: внутри и снаружи предполагается оставить все тот же советский антураж. На втором этаже, после того как его освободили от ларьков, стало видно красочные витражи и панно на две стены. Разглядывать его – одно удовольствие!

В бывшем зале ожидания, показывает Ольга Терехова, уже стоят многочисленные заготовки под прилавки. Здесь будут продавать овощи, фрукты, восточные сладости и приправы. По бокам разместятся фирменные магазины с молочной продукцией, сырами. Еще чуть дальше намерены организовать места для торговли мясом, яйцами и прочим. На втором этаже, где раньше все было заставлено ларьками, планирует разместиться белорусская мебель.

– Зал ожидания для пассажиров мы сделаем отдельно, для этого отодвинули стены и сделаем там комфортное теплое помещение с новыми креслами, повесим монитор с графиком движения автобусов. Как раз людям будет видно платформы из зала ожидания. Кассу мы оставим одну, для потока до 200 пассажиров в день этого достаточно, – добавляет Терехова.

В боковой части здания, где раньше располагалась администрация, будут сдавать офисы в аренду. С другой стороны бывшего вокзала, на 2-3 этажах разместится известное в городе кафе «Тандыр». Здесь откроется его четвертая точка. К слову, владелец здания бывшего автовокзала, а также сети вышеупомянутого кафе, а также автокомплекса «Тарлан» – это один человек.

Сейчас новые хозяева проводят газовое отопление в здание (это обеспечит значительную экономию), хотят ремонтировать крышу, так как она протекает, и уже весной, в апреле-мае, собираются открывать рынок.

– Мы вообще рассчитывали все сделать до нового года, потому что планировали повременить с газом, но переиграли, – говорит директор рынка. – До конца марта, наверное, еще провозимся с ним. К маю, надеемся, распахнем свои двери.

Теперь это место, осиротевшее с 2020 года, должно превратиться в настоящий базар-вокзал с множеством покупателей и пассажиров.

А остальные?

Сейчас в реестре по городу Костанаю зарегистрировано четыре пункта обслуживания пассажиров: на бывшем автовокзале по ул. Карбышева, 131 (пока что он числится за ТОО «Рудныйавтотранс», учредителем которого является Ботагоз Бопатаева), на железнодорожном вокзале по ул. Перронной, 7 (там работает ИП «Муканов»), по ул. Перронной, 18, где планирует начать работу Бопатаева, а также по пр. Абая, 1Д, где с 1 января этого года зарегистрировалось ТОО «СП «TTS».

Так где пассажирам брать билеты на нужное направление и откуда уезжать, раз в Костанае в последнее время этих мест стало так много?

Руководитель отдела пассажирского транспорта и перевозок Гульнар Бекмухамедова поясняет, что сейчас фактически работает только два пункта – на бывшем автовокзале и на железнодорожном. По ул. Перронной, 18 к работе ТОО «Рудныйавтотранс» еще не приступило, ТОО «СП «TTS» тоже не запустилось.

– Если с 1 марта у нас откроется автостанция по ул. Карбышева, 131, уже с новыми владельцами перевозчики будут перезаключать договоры. После того, как перевозчики определятся, с каким пунктом обслуживания пассажиров будут работать, будет информация, откуда и в какие направления отправляются автобусы. Точно об этом станет известно после 1 марта. Мы об этом сообщим через СМИ и на нашем сайте, – говорит Гульнар Бекмухамедова. – Пока что ТОО «Рудныйавтотранс» работает еще на ул. Карбышева, 131, у них свои маршруты, а ИП «Муканов» обслуживает свои направления. Его автобусы ходят в направлении Житикары, Камысты, Троебратного, Карасу, села Восток. Более подробно можно узнать в кассе.

А теперь еще один момент: в Национальном стандарте РК «Услуги автовокзалов, автостанций и пунктов обслуживания пассажиров» сказано, что пункты обслуживания пассажиров могут располагаться в населенных пунктах, не имеющих автовокзалов и автостанций. Если у нас автовокзал закрылся только недавно и в скором времени откроется автостанция, то законно ли зарегистрировались и работают вышеперечисленные пункты?

– Законно, потому что все пункты обслуживания пассажиров появились после закрытия автовокзала, а автостанции у нас до сих пор нет. Ее планируют зарегистрировать только 1 марта, – объясняет Бекмухамедова. – Отмечу, что процедура эта максимально упрощена: предприниматель лишь уведомляет нас о регистрации и с этого же момента может начинать работу. Если с 1 марта автостанция официально запустится, то новые пункты обслуживания пассажиров зайти на рынок после 1 марта 2023 года уже не смогут. А вот те, кто появился ранее, будут работать дальше, потому что закон обратной силы не имеет.

Как только мы узнаем об изменениях в части движения маршрутов, сразу же сообщим об этом читателям.

Татьяна ФАЙЛЬ,
фото Абиля ДОЩАНОВА


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77