Социум Экономика

Самолеты костанайской авиакомпании планируют выкупить бизнесмены из России

Два пассажирских воздушных судна АО «Авиа-Жайнар» в ближайшее время могут начать выполнять рейсы в северных регионах РФ

Костанайская авиакомпания существует на рынке транспортных услуг около двадцати лет. Авиапарк фирмы в основном состоит из советских многоцелевых самолетов АН-2, за которым закрепилось прозвище «кукурузник». Также в компании есть два пассажирских самолета марки АН-24, один из которых ВИП класса.

Чаще всего услугами АО «Авиа-Жайнар» пользуются крестьянские хозяйства для обработки полей, а пассажирские самолеты арендуют крупные предприниматели и спортивные команды. К слову, услугами АН-24 до недавнего времени регулярно пользовался ФК «Тобол».

На сегодняшний день спрос на услуги авиакомпании у сельхозпроизводителей снижается, особенно в Костанайской области. Большая часть «кукурузников» простаивает в ангарах. Не летают и пассажирские самолеты. Они были выпущены в советское время, и на фоне более современных аналогов из Европы и США выглядят морально устаревшими.

АН-24, выпускавшийся в 1970-е годы в СССР, на казахстанских просторах почти полностью изжил себя. Практически все отечественные авиакомпании эксплуатируют самолеты исключительно новых образцов.

Чтобы оптимизировать уставной капитал, АО «Авиа-Жайнар» выборочно выставило на продажу свой авиапарк. Стоимость АН-2 стартует от 5 млн. тенге, цена пассажирских АН-24 в районе 170 млн. тенге.

 

Спрос на «кукурузники» есть среди владельцев крестьянских хозяйств, а вот к АН-24 интерес никто особо не проявлял. До недавнего времени… Но в конце февраля многие страны ввели санкции в отношении российских авиакомпаний, закрыв для них свое воздушное пространство. Российская федерация приняла в отношении бывших партнеров зеркальные меры.

Пассажирский авиапарк соседнего государства, по словам президента АО «Авиа-Жайнар» Евгения Кузнецова, состоит в основном из Айробусов (Airbus) и Боингов (Boeing), которые приобретены у западных компаний в лизинг.

– После ввода санкций Европа приостановила поставку запчастей на самолеты в Россию, – рассказывает Евгений Кузнецов. – Без надлежащего технического обслуживания воздушные суда подняться в воздух не могут, в том числе и для внутренних рейсов. К тому же, если Боинги или Айробусы полетят в закрытые страны, там их конфискуют. Они могут летать в некоторые государства Азии, у которых нет претензий к России, но запаса запчастей хватит всего на два-три месяца. Поэтому в сложившейся ситуации российские авиакомпании ищут альтернативные выходы.

По словам специалиста, одной из альтернатив для российских авиакомпаний может стать приобретение таких самолетов как АН-24. Их цена относительно невысокая, а ресурс эксплуатации имеет хороший запас. Комфортабельность в сложившейся ситуации отходит на второй план.

Но фоне последних событий в мире у компании АО «Авиа-Жайнар» внезапно появились потенциальные клиенты из России, сделка с которыми может состояться уже в ближайшем будущем.

– АН-24 удобен для наших коллег в эксплуатации и обслуживании, в России достаточно комплектующих деталей для данного типа самолетов. В случае необходимости заводы соседнего государства смогут дополнительно изготавливать требуемые запчасти, – объяснил Евгений Кузнецов.

Авиаэксперт добавил, что в случае продажи, самолеты из Костаная начнут работу в сфере пассажирских перевозок в северных районах России, к примеру, в Сибири и полуострове Ямал, так как АН-24 может совершать посадку на снег и грунтовую поверхность.

Асхат НУРТАЗИН,
фото Владислава ВЫСОЦКОГО
и АО «Авиа-Жайнар»


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77