Социум

Светофоры не горят, а знаки врут…

Как в Костанае обстоят дела с дорожной инфраструктурой?

Главная боль автомобилистов Костаная – это неработающий светофор на ул. Баймагамбетова-Тәуелсіздік в 9 утра, стертая разметка, из-за которой соседи по полосам «плавают» по всей дороге, и «лежачие полицейские» без предупреждающих знаков (привет, ходовка). Кто за все это отвечает? Почему светофоры могут не гореть по несколько дней, а разметка в городах Казахстана разная? Во всем этом разбирались корреспонденты «НК».

Светофоры

В Костанае 130 перекрестков, оснащенных «трехглазыми», и считать каждое табло по отдельности не принято, вся система в совокупности называется светофорным объектом. Она включает в себя транспортные и пешеходные светофоры, опоры, колодцы, в которых расположены все необходимые провода – их около двух километров, а также контроллеры, это устройство для переключения световых сигналов.

Текущим содержанием светофорных объектов в этом году занимается ИП «ТехноМонтаж», на работы из бюджета им выделили 37,5 млн тенге. Корреспонденты «НК» решили оценить качество работы подрядчика.
Первым делом посетили перекресток Майлина-Пушкина. По поводу этой локации читатели к нам обращались уже не раз.

– Каждый день я хожу на работу по Майлина, пересекая Пушкина, здесь вечная «светофорная» проблема. По Пушкина в прошлом году провели реконструкцию, а светофоры по-прежнему не работают должным образом. На некоторых из них свисают оборванные провода и нет табло, – поделилась проблемой Любовь Курная.
Как сообщили в отделе ЖКХ, по этому объекту сейчас идет судебное разбирательство.

– К подрядчику ТОО «Алматы строй» есть ряд претензий не только по светофорам, но и по качеству реконструкции. Пока идет суд, мы внедряться на объект не можем. К тому же у подрядчика есть гарантийные обязательства, – говорит заведующий сектором отдела ЖКХ Костаная Нуралы Есергепов.

Ранее жалобы от читателей поступали и на работу светофоров на пересечении ул. Назарбаева-Доненбаевой. Здесь были заторы, но теперь проблему исправили. Как сообщил старший госавтоинспектор отдела дорожной и технической инспекции ОАП УП г. Костаная капитан полиции Магжан Олжабай, для настройки удобного цикла работы светофора пришлось поэкспериментировать.

– Секунды на таймере этого светофора меняли несколько раз, пытались подобрать оптимальный вариант. Теперь по утрам со стороны Костаная-2, когда люди едут на работу в город, горит больше «зеленого», а вечером – наоборот. Это спасло ситуацию, пробок нет, – говорит специалист.

Недовольство у горожан вызывает работа светофора на пересечении ул. Каирбекова-Тәуелсіздік. В час пик, да и не только, здесь образуется пробка. Костанайцы предлагают добавить на табло дополнительную секцию для поворота.

– Подобные просьбы к нам уже поступали, все советы от горожан мы рассматриваем. Поделиться наблюдениями можно, обратившись в IKomek (109) и отдел ЖКХ. Что касается данного перекрестка, то он бывает перегружен из-за ремонта на «корейском» мосту, но критичных пробок мы там не наблюдаем, машины имеют возможность разъехаться, – отметил капитан полиции Магжан Олжабай.

Объехав десятки перекрестков, мы выяснили, что многие светофоры работают частично.

– Светофорный объект – сложнейшая система, и он ломается, это нормально. Светофоры работают круглосуточно и ежегодно, в любое время года, при разных погодных условиях. Вы знаете хоть один механизм, который выдержит такую эксплуатацию? При том, что гарантия на работу – восемь лет, – объяснил инженер ИП «ТехноМонтаж» Мурат Тулебаев. – В нашем городе есть несколько видов светофоров: светодионые и ламповые. Первые более современные и на одном светофорном объекте работают порядка 300 тысяч диодов. Каждая сгоревшая лампочка – поломка. Прежде всего, мы выезжаем на перегруженные улицы, дальше – на второстепенные. Объемы работ огромные.

Заявки отрабатывают две бригады, на выездах рабочие постоянно. «Задания» поступают через IKomek (109) и заказчика – отдел ЖКХ. Заявку подрядчик должен отработать в течение трех дней. Рабочие снимают сломанный светофор, везут его на базу, где ремонтом занимаются радиотехники, а на освободившееся место устанавливают новое табло из обменного фонда.

– Бывает, что мы не успеваем выполнить ремонт в срок, это не снимает с нас ответственности, но еще не было такого, чтобы город «встал» по нашей вине. Стараемся работать оперативно, и даже если вам не видна цифра на табло, вы можете двигаться по четко горящему триколору, выбор всегда есть, – считает подрядчик.

Замена старых светофоров на новые в городе ведется, по отдельности их закупают по паре в год. Благо, что на улицах, где проводится реконструкция, затраты на них уже включены в бюджет, что процесс обновления ускоряет.

Дорожные знаки

С ними в городе в целом порядок, но некоторые вызывают вопросы. К примеру, «Кирпич» на парковке около «Атриума» по ул. Баймагамбетова. С одной стороны, это перекресток, а выезд на него запрещен, да и въезд под знак 3.1 карается штрафом. Однако это место само провоцирует нарушения: это идеальный парковочный карман в забитом машинами центре. К тому же полиция за это не штрафует. Может, пора уже убрать отсюда знак «Въезд запрещен»?

Директор автошколы «МАИ-авто» Александр Михеев в прошлом сотрудник дорожной полиции, говорит, что в Костанае встречаются спорные или глупые моменты, касающиеся дорожных знаков. Например, знак «Инвалид» на светофорах. Он используется исключительно со знаком 5.15 «Место стоянки» и нигде более. Неужели те, кто их устанавливал и тратил на это бюджетные деньги, об этом не знал? То же самое касается прямоугольного синего знака, обозначающего искусственную неровность. Такого знака в казахстанских правилах не существует. Он есть в России. Наш вариант – это предупреждающий знак (треугольный и с красной рамкой).

Много вопросов у читателей «НК» вызывает парковка около гостиницы «Целинная» на ул. Баймагамбетова. Параллельно тротуару здесь сделали парковку. Когда машины стоят, они никому не мешают, но когда нужно заехать или выехать, пешеходы остаются притесненными. Как в таком случае здесь разрешили парковку?

Александр Михеев говорит, что не совсем удобно для автомобилистов установлен знак «Направления движения по полосам» на перекрестке Баймагамбетова-Хакимжановой-Чернышевского. Он гласит, что с левой полосы можно ехать только прямо, с правой – только направо. Многие не успевают перестроиться справа налево, поэтому вклиниваются на ходу в нужную полосу, создавая затор, либо просто едут с правой полосы прямо. А ведь за это предусмотрен штраф.

– Было бы намного эффективнее, если бы с правого ряда можно было ехать прямо и направо. Перекресток таким образом бы разгрузили, – отмечает директор автошколы. – И знак нужно поставить на перекрестке с Хакимжановой, а не за ней, тогда у водителей будет больше времени перестроиться.

В этом году на ремонт и замену дорожных знаков в Костанае выделено 17,8 млн тенге. Эти работы выполняет ТОО «Риал Каз». В отделе ЖКХ «НК» сообщили, что мониторинг состояния знаков проводится регулярно. Если есть недочеты, подрядчику выносят замечания. Все знаки устанавливает отдел ЖКХ после одобрения полиции, которая надзирает за соблюдением ПДД и законности. Бывает, что и сами полицейские выносят предписания отделу ЖКХ, если видят необходимость.

Разметка

Нашу разметку не обругал только, пожалуй, ленивый. В Костанае ее срок эксплуатации, как ранее заявляли в отделе ЖКХ, три месяца. Но часто ли она сохраняется на это время? Нанесенная в мае желтая экспериментальная разметка на ул. Чехова продержалась полмесяца, а потом померкла.

Нанесением разметки занимаются те же организации, что высаживают цветы, красят заборы, подметают улицы. И средства на разметку заложены в общей сумме, которую подрядчик получает по договору о госзакупках. В отделе ЖКХ признали, что средств иногда не хватает, поэтому бледную разметку «освежают» по мере возможности.

При этом непонятно, почему, к примеру, в Алматы разметка более долговечная, а у нас стирается. А ведь ГОСТ у нас один. Оказалось, что технические требования к разметке СТ РК 1124-2003 предполагают ее выполнение «красками, пластиками (включая материалы холодного твердения), готовыми лентами и символами или другими средствами, характеристики которых удовлетворяют требованиям настоящего стандарта». Выходит, в Алматы тратятся на долговечный холодный пластик, а у нас выделяют деньги только на закуп краски. И все это с точки зрения закона правильно.

Примечательно, что в Костанае в этом году, помимо желтой, появилась и красная разметка. Делается это для привлечения внимания водителей. Но, как считает Александр Михеев, оштрафовать за пересечение желтой линии нельзя.

– Лишением прав на полгода у нас наказывают за пересечение двойной сплошной белого цвета. А тут желтая. Чтобы иметь законные основания для наказания, нужно ввести желтый цвет в стандарты, – говорит эксперт.

Если читатели «НК» заметили подобные проблемные места на дорогах, сообщайте о них в редакцию по номеру 54-05-75 или на WhatsApp 8-776-000-66-77.

Татьяна НАЗАРУК,
Полина ШКАРУБО,
фото Абиля ДОЩАНОВА


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77