В ритме города Костанай и костанайцы

Виталий Цой: «В сфере безопасности упрощений быть не должно»

Один из самых известных полицейских Костаная рассказал «НК» о личной жизни, работе в органах и сложностях на дорогах города

В 2019 году наш герой был назначен заместителем начальника местной полицейской службы. С тех пор он регулярно появляется в медиапространстве с разъяснениями по злободневным вопросам, касаемых ведомства. «НК» решил поближе познакомить читателей с этим интересным человеком.

С Виталием Цоем мы встретились на его рабочем месте, в здании бывшего областного ГАИ. Аскетичный кабинет, без излишеств. В глаза бросаются комнатные цветы и турник на стене. «Надо держать себя в форме» – сказал перед началом беседы полицейский.

ПУТЬ В ОРГАНЫ

– Виталий Вячеславович, о вас мало информации, поэтому хотелось бы начать с самых простых вопросов, с вашего детства.

– Я родился и вырос в Костанае в обычной советской семье. Мама работала на химзаводе, отец – строитель. После окончания школы отучился в автодорожном техникуме по специальности «Эксплуатация автомобильного транспорта». Немного поработал на автопредприятии водителем КамАЗа и вскоре ушел в армию. Службу проходил в Украине. Призывался при СССР, а вернулся уже в независимый Казахстан.

– Это было непростое время. После службы вы сразу приняли решение стать полицейским?

– Нет. Тогда в стране налаживалась рыночная экономика, и я, как и многие, решил попробовать себя в бизнесе. Занимался продажей продуктов питания. За товаром ездил в Алматы, Москву. В то время все крутились, как могли. Но конкуренция выросла, торговля пошла на спад, и я начал работать в сфере строительства. Был даже разнорабочим. Полученный опыт, кстати, помогает мне и сегодня. Ремонт в своем доме делаю сам. Уже в начале двухтысячных пришел в охранное предприятие и параллельно получил высшее юридическое образование.

– А как оказались в полиции?

– На службу в правоохранительные органы поступил взрослым человеком, на тот момент мне было 30 лет. Однажды моя супруга узнала, что в ДВД, так тогда назывался ДП, идет набор сотрудников в органы дорожной полиции. Она предложила отправить резюме, так как я подходил под критерии: у меня за плечами была служба в армии, имелось техническое и юридическое образование. Принес необходимые документы, но не был уверен, что меня примут, а через месяц позвонили из отдела кадров и сказали, что я зачислен в штат. Вскоре окончил школу первоначальной подготовки в Алматы, а после был назначен инспектором отдельного батальона дорожной полиции.

– В органах вы работаете уже почти 20 лет. Это большой срок, дослужились до подполковника. В чем секрет вашего успеха?

– В 2008 году получил первое офицерское звание, после чего начальник ГАИ Костанайского района предложил мне пойти на повышение и стать инспектором административной практики. На вопрос, почему именно я, он ответил, что меня порекомендовали коллеги, отметив, что я грамотный специалист, который хорошо знает как законодательство, так и устройство автомобилей. Признаюсь, когда начинал работать, не рассчитывал, что дослужусь до подполковника. Оказалось, все возможно, главное, усердно работать.

– Помогал ли вам в работе опыт гражданской жизни?

– Да, конечно. Я хорошо ориентировался в самых разных направлениях. Мне всегда было легко находить общий язык с водителями. К примеру, в ситуациях, когда привлекаешь гражданина к ответственности, получаешь негативную реакцию. В такие моменты важно уметь сглаживать углы, сохранять самообладание и тактично разъяснять причину штрафа.

– В моей журналистской практике бывают случаи, когда от представителей госорганов сложно получить ответ даже на простейший вопрос. Приходится отправлять запросы. В этом плане вы, наоборот, открытый человек.

– Если информация не для служебного пользования и она не находится в рамках следствия, то почему бы и нет. Люди должны знать, что происходит как на местном уровне, так и по стране в целом. В рамках компетенции необходимо предоставлять информацию, которая волнует общественность.

О СИТУАЦИИ НА ДОРОГАХ

– По мнению опытных автолюбителей, культура и уровень вождения в последние годы стали ниже. Проводятся разные профилактические мероприятия, но, видимо, должного эффекта они не дают. И, например, демонстративный провоз разбитых машин по городу уже никого не впечатляет. У людей словно вырос иммунитет перед страхом аварий.

– К сожалению, посыл подобных мероприятий не доходит в полном объеме. Общественное сознание словно поменялось. Вырос целый пласт эгоистичных водителей, которые ездят по принципу «авось пронесет». Я считаю, что нужно больше уделять внимания обучению правилам дорожного движения и начинать это с детского сада.

– Можно ли сказать, что за последние 10-15 лет уровень безопасности на дорогах снизился?

– Да, статистика говорит сама за себя. К примеру, за 2022 год 95% ДТП были совершены исключительно по вине водителей. Только в Костанае произошло 152 аварии, в которых погибли 19 человек, еще 187 получили травмы. Чаще всего это лобовые столкновения, проезд на красный свет, опрокидывания. Цифры удручают.

– Стоит ли повышать требования в автошколах?

– Однозначно. В свое время в техникуме я учился на права шесть месяцев. Прогулы не допускались. Спрос учителей как по практике, так и по теории был очень высокий. Сегодня же любой желающий может сдать экзамен на категорию «В» по самоподготовке. Выученные тесты, как правило, сдаются машинально, а навыки вождения остаются нераскрытыми. Я считаю, что нужно посещать автошколу. В сфере безопасности каких-либо упрощений быть не должно.

– В Костанае существенно увеличилось количество машин. Будет ли в ближайшее время оптимизация дорог?

– Прорабатываются вопросы совместно с местными исполнительными органами. К примеру, чтобы разгрузить проспект Назарбаева, в планах строительство дороги в микрорайон «Береке», через улицу Дощанова. На мой взгляд, необходимо также расширить улицу К. Доненбаевой.

– Мне, как водителю и пешеходу, понравилась идея с диагональной разметкой на Маяковского-Чкалова. Будут ли подобные перекрестки в других частях города?

– Все зависит от района. Светофор горит 90 секунд, и это в КЖБИ не вызывает сложностей. Но если этот же светофор поставить на Тәуелсідік-Баймагамбетова, где огромный поток машин, то здесь могут образоваться заторы.

– В Лисаковске есть пешеходные переходы, которые подсвечиваются лазерной голограммой. Ожидается ли подобное новшество в Костанае?

– Проект в Лисаковске оказался успешным. Лазерную разметку хорошо видно в темное время суток и при пасмурной погоде. Хотелось бы, чтобы подобные пешеходные переходы появились и в областном центре. Мы над этим работаем, но все зависит от финансирования.

О ЛИЧНОМ

– Расскажите о своей семье.

– Супругу зовут Людмила, она работает бухгалтером, у нас сын, Павлу сейчас 20 лет. По моим стопам он не пошел (улыбается), хотя с детства хотел стать полицейским. Я всегда был в служебной форме, когда отвозил и забирал его из садика и школы, поэтому, возможно, ему нравилось надевать мою фуражку, повторять команды с жезлом в руке, отдавать честь. В школе он говорил сверстникам, что его папа полицейский. Когда подрос, его стали больше интересовать точные науки и высокие технологии. Сейчас Паша учится в Астане на IT-специалиста, знает три языка – казахский, русский и английский.

– Как вы проводите свободное время?

– К сожалению, свободного времени у сотрудников полиции мало. Я ухожу рано и прихожу домой поздно. У меня руководящая должность и мне необходимо держать все под контролем. Когда есть возможность, обязательно выезжаем на природу, а во время отпуска стараемся бывать на курорте. Люблю читать мировую классику. Моя семья всегда поддерживает меня при любых обстоятельствах, без родных я бы не добился карьерного роста.

– Вы сказали, что любите мировую классику, а какие книги можете выделить?

– Мне очень нравятся произведения Александра Дюма и Джека Лондона. Люблю перечитывать культовый роман Марио Пьюзо «Крестный отец» и «Жестокий век» Исая Калашникова.

– Спасибо большое за интересное интервью! Успехов в работе и личной жизни!

Асхат НУРТЗИН,
фото Абиля ДОЩАНОВА


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77