Костанай и костанайцы

Воздушное такси с пометкой «срочно»

Так можно по праву назвать самолеты Ан-2, которые отвечают за медавиацию в Костанайской области

Частных аэродромов на весь Казахстан всего два. Один находится в Караганде, второй – в Костанае. Именно здесь базируется наша, местная, авиакомпания «Ак-Сункар», готовая, как говорится, лететь и в огонь, и в воду.

Мощные, проверенные временем Ан-2 в ряд стоят на грунте вдоль взлетно-посадочной полосы. Некоторые из них ждут весны, чтобы отправиться на авиахимические работы (проще – на обработку полей) или лесоохранные – все-таки масштабы пожаров лучше видны с высоты. С апреля по ноябрь продолжается «горячий» сезон мониторинга ситуации в лесных массивах, а вот не менее ответственный, связанный с перевозкой тяжелобольных из отдаленных районов области в Костанай, длится круглый год.

По аэродрому мирно прогуливаются пилоты Валерий Малько и Еламан Елемесов. У обоих за плечами по 40 лет летного стажа. Когда-то они связали свою жизнь с небом и с тех пор с ним не расстаются.

Компания «Ак-Сункар» работает с 2007 года, но только в этом году выиграла конкурс на обслуживание перевозок по линии медавиации в Костанайской области. Ранее компания работала только в ВКО и СКО, теперь же отвечает за наш регион и СКО. В распоряжении «Ак-Сункара» свой аэродром с двумя взлетно-посадочными полосами в Тобыле, более 10 воздушных бортов (преимущественно Ан-2), свой экипаж и техники инженерной авиационной службы.

– На Ан-2 у нас основной напор, ведь это не просто самолет, а трудяга. Я считаю, что он опередил свое время, хотя многие говорят, что пережил. Но нет, он еще нас с вами переживет, – улыбается пилот, президент авиакомпании «Ак-Сункар» Валерий Малько.

Он работает вместе с Еламаном Елемесовым в паре. Каждый полет – это работа двух человек. Именно этим пилотам доверено быстро и без происшествий доставлять больных из дальних районов области в Костанай.

– Взрослые, как правило, серьезные, эмоций не проявляют, а вот дети – это другое дело, – говорит Валерий. – Самый запоминающийся полет для нас был, когда мы лежачего ребенка забирали из Аркалыка. Когда подлетали, ребенка подняли, а он начал танцевать! И не надо ему уже никакой больницы, он же самолет увидел – счастье!

Вылеты, естественно, у пилотов незапланированные, но самолеты должны быть наготове всегда. Если поступит заявка, борт к полету надо подготовить за час (это летом) или полтора (зимой, с учетом прогрева). Несмотря на регламентированый график, заявка может поступить и в 6 утра выходного дня.

– Недавно, 2 апреля, мы летали в Торгай на лыжных шасси (с ними можно совершить посадку только на снег. Это эдакий вариант зимней резины для самолета – прим. «НК»). Нас предупредили, что снега там уже мало, и мы искали площадку, чтобы сесть, – рассказывает Еламан Елемесов. – У нас есть допуск к посадке на площадку, подобранную с воздуха. Это гораздо сложнее, потому что никто тебя внизу не встречает и не подстраховывает. Вся ответственность только на тебе. К счастью, сели мы благополучно.

Сегодня самолеты Ан-2 летают преимущественно в южные уголки нашей области – Аркалык, Жангельдинский и Амангельдинский районы. Последний вылет был 7 апреля в Аркалык. Уже на колесных шасси. Весна все-таки.

Кстати, Еламан Абдоллович 20 лет проработал именно в Аркалыке. Там в 80-е построили новый аэропорт. Пилот застал рождение и позже угасание воздушной гавани. Когда Торгайскую область упразднили, аэропорт тоже «прикрыли».

– Здания уже нет, а вот полоса осталась, мы там всегда садимся, – говорит Еламан Елемесов. – В советское время мы и по области пассажиров возили, и по районам летали: в Костанай из Амангельдинского или Жангельдинского районов. Это было что-то вроде воздушного такси.

Валерий Малько и Еламан Елемесов считают самолет более надежным транспортом, чем вертолет (а именно они ранее обслуживали вылеты медавиации). Вертолетам чаще нужна заправка: он не может на одном баке сделать рейс туда-обратно, а самолету Ан-2 под силу без заправки преодолеть 1000 км и закольцевать область по маршруту «Костанай-Торгай-Аркалык» и назад.

Эта «пятитонная громадина», как зовут Ан-2 пилоты, доставляет больных в Костанай примерно за 2,5 часа. Салон борта совсем небольшой: три места для врачей, два – для пациентов. Кабина пилотов и того меньше, большую ее часть занимает панель управления: десятки рычагов, кнопок, датчиков…

10 бортов сейчас ждут на аэродроме очередного задания. А один, Як-40, стоит в стороне: он уже отслужил и доживает свое время. Теперь «Ак-Сункар» хочет сделать из него… кафе! С особой атмосферой и изюминкой. Даже у пилотов в рабочей суете, каждую секунду сопряженной с опасностью и большой ответственностью, есть время для творческих мыслей.

– Читали Жюля Верна? Все же воплотилось! Пока человек мечтает, он живет, – считает Валерий Малько.

Татьяна НАЗАРУК,
фото Абиля ДОЩАНОВА


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77