Костанай и костанайцы

Жизнь продолжается несмотря ни на что!

Председатель областного правления ОО «Казахское общество слепых» Хамит Исмуратов рассказал «НК» о проблемах слабовидящих и своей судьбе

Хамит Исмуратов никогда не думал, что когда-то будет связан с обществом слепых. В его семье ни у кого не было проблем со зрением. Однако жизнь распорядилась иначе. За один год наш герой потерял зрение полностью. Тогда мужчине пришлось научиться жить по-новому.

Семья. Друзья. Книги

– Хамит Суиндыкович, у вас не врожденная слепота, а приобретенная. Расскажите, как вы потеряли зрение.

– Глаза стали болеть после двадцати лет. Эту боль я ощущал обычно по вечерам. Начиная с 2000-го года, зрение резко стало падать. И практически за год дошло до нуля. Врачи поставили диагноз: атрофия зрительного нерва. Дело в том, что зрительный нерв находится на затылке, соответственно при его повреждении могут начаться проблемы. Медицина не смогла определить точную причину. А жизнь продолжалась, ведь тогда мне было всего 40. Очень сильно помогла семья: супруга, сестренки, родители, друзья. Поддержка была и психологическая, и материальная. Помню, супруга Гульнара тогда сказала: «Я могу обстирать-накормить, а мужское воспитание можешь дать только ты». У меня два сына. Старшему Арману на тот момент было 13 лет, младшему Бауыржану – 9. Слова жены тогда заставили взять себя в руки. Детей нужно было выучить. Старший потом учился в Швейцарии по программе «Болашак», магистратуру окончил в Англии. Младший получил диплом академии художеств в Алматы.

– Говорят, что друзья познаются в беде…

– Некоторые друзья тогда молча пропали. Настоящие – остались. Серик Бектурганов, Рафкат Зайнуллин очень поддерживают по сей день. Они всегда рядом. Рафкат брал меня на охоту, на рыбалку. Кстати, на охоте я впервые побывал, когда уже потерял зрение. Конечно, я сам не стреляю, но атмосфера мне очень нравится. Рафкат привлек меня и к моржеванию – долгие годы я вообще не знал, что такое простуда! Куда бы я себя дел, если бы не такие друзья!

– Вернемся к семье. Вы сказали, что дети получили очень хорошее образование. Откуда такая тяга к знаниям?

– Знаете, я сам окончил историко-педагогический факультет нашего пединститута и преподавал в школе. Моя жена по образованию агроном. Младшая сестра Галия – доктор экономических наук. Со своими мальчишками за обеденным столом мы всегда играли в викторины. А еще вся наша семья очень любит читать, и я не исключение.

– И вы продолжили читать после потери зрения?

– Конечно! Я ходил в специализированную библиотеку, она находилась при нашем обществе слепых. Тогда перечитал практически все книги (улыбается). В то время, в начале двухтысячных, уже появились звуковые книги. Они на кассетах были. Потом – лазерные диски. К тому моменту я уже освоил компьютер и научился сам скачивать книги из интернета.

– Я заметила, что вы владеете не только компьютером, но и смартфоном.

– А как же? Компьютером я владею лучше некоторых зрячих. Освоил его примерно месяцев за 7-8. Даже помогаю переустанавливать операционную систему. Мне очень сильно помог Яков Михайлович Этингоф, тоже инвалид по зрению первой группы. Он тогда посоветовал один учебник, в котором за 36 уроков полностью объясняют незрячим азы пользования компьютером.

Дело в том, что есть специальные синтезаторы речи или «говорилки». Эти программы озвучивают все твои действия. Чтобы пользоваться компьютером, конечно, важно еще выучить раскладку на клавиатуре. В нашем обществе, кстати, проходят уроки по осваиванию смартфонов. Три раза в неделю Эльнара Абдиназарова, тоже член нашего общества, проводит индивидуальные занятия.

– Компьютером часто приходится пользоваться?

– Компьютер – это наша связь с миром, с инвалидами по зрению из разных стран. У нас есть голосовые чаты TeamTalk, где собираются и общаются слепые со всего бывшего Союза. Там есть «комнаты» по интересам. Женщины делятся кулинарными рецептами, мы вместе отмечаем дни рождения, проводим адаптированные игры. Например, я уже почти девять лет участвую в интеллектуальной игре в составе команды «Спектр». Мы восьмикратные чемпионы. А еще у нас есть комната «Салон Рапсодия», где мы сами читаем стихи и накладываем музыку, а потом делимся своими творениями.

– Я знакома со сборником стихов «Радуга чувств», который вышел 8 лет назад. И в нем собрано 27 ваших стихотворений. Давно начали писать стихи?

– Со школьной скамьи. У меня были две большие тетради со стихами, к сожалению, уже затерялись. Писал и буду писать для души. Некоторые свои стихи посвящал отцу.

– Ваш отец – Суиндык Мырзалович – был фронтовиком.

– Да, он прошел всю войну. Вернулся домой только в 1946 году, дошел до Чехословакии. Воевал под Ленинградом. Награжден орденом Отечественной войны II степени. Сам был родом из Джамбула. 7 лет назад, на 91 году жизни его не стало.

– Долгожитель. В вашей семье есть какой-то секрет долголетия?

– Знаете, в нашей семье есть такой рубеж – 57 лет. Многие дяди и тети умирали именно в этом возрасте. Но если ты пережил свои 57 лет, то все – жить будешь долго. Мне уже 64 года, наверное, я тоже буду долгожителем (улыбается).

Быть полезным для общества

– Хамит Суиндыкович, с 2017 года вы являетесь председателем областного правления ОО «Казахское общество слепых». Расскажите о роли общества в вашей жизни.

– Когда я получил инвалидность, то сразу же вступил в общество слепых. Со временем я начал проявлять активность, и меня избрали в состав правления. В 2017 году я стал делегатом съезда и в том же году председателем областного правления.

А вступил я в общество по простой и понятной причине – оно оказывало поддержку, что очень важно для незрячих. И сейчас мы стараемся делать все, чтобы сделать жизнь инвалидов по зрению более комфортной. Например, каждому инвалиду сейчас положено девятнадцать тифлотехнических средств – это «говорящие» приборы, облегчающие жизнь слабовидящим. Но многие инвалиды по зрению просто не знают об этом, они довольствуются лишь теми приборами, которые выписывает окулист. Обычно это лишь говорящие часы, смартфон и трость. Представляете, лишь три единицы из девятнадцати полагающихся! Мы же сразу инструктируем членов нашего общества об этом. Наши инвалиды получают наибольшую помощь от государства на всем постсоветском пространстве. Когда мы общаемся в голосовых чатах с инвалидами по зрению из других стран, они удивляются и по-доброму завидуют.

– Всем ли инвалидам по зрению положены эти льготы?

– К сожалению, нет. Инвалиды по зрению третей группы в этом плане немного обделены. Например, они не получат тифлотехнические средства, они не могут ездить бесплатно в общественном транспорте. Для здоровых людей они инвалиды, а для нас здоровые. То есть инвалиды третей группы находятся в подвешенном состоянии. Мы стараемся бороться с этим.

– Какая основная проблема инвалидов по зрению?

– На самом деле проблем достаточно. Но главная – хамство и неуважение других людей. Даже в том же общественном транспорте. Знаете, сколько раз ко мне в слезах прибегали женщины и рассказывали, какими словами их провожали водители. Одной даже оторвали рукав прямо в автобусе. Многие водители неохотно соглашаются возить инвалидов по зрению бесплатно по членским билетам. И поэтому очень хочется обратиться к жителям города: пожалуйста, проявляйте чуть больше уважения и доброты, так вы сделаете нас счастливее.

– Хамит Суиндыкович, а что вас делает счастливым?

– Мои дети и внуки (расплывается в улыбке наш герой). Сыновьям Армана – Таиру и Мансуру – будет в этом году пять и три года. Дочери Бауыржана – Айлин – два года. Они мне дарят такую радость, что все беды забываются.

– Спасибо за интервью. Здоровья вам и вашим близким.

Екатерина БАЙНЯШЕВА,
фото Владислава ВЫСОЦКОГО


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77