От прозрачности до эффективности

От прозрачности до эффективности

Сфера госзакупа – одна из проблемных для казахстанского бизнеса


На нее приходится 12% от общего количества зарегистрированных коррупционных преступлений, а точнее, 268 из 2229.
Эту тему, а также новшества, внесенные в законодательство, накануне обсудили в Костанае за круглым столом. В нем приняли участие более 150 человек – руководители управлений и госпредприятий, осуществляющих работу в сфере государственных закупок, а также контроль за использованием бюджетных средств, представители НПО и Национальной палаты «Атамекен».

1 января 2019 года внесены изменения и дополнения в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам государственных закупок и закупок субъектов квазигосударственного сектора. Эти поправки направлены на совершенствование госзакупок и законодательное регулирование их проведения.

— Огромная роль в этом отводится работе Общественного совета, у которого большие полномочия, начиная с обсуждения проекта бюджета госорганов и контроля за его исполнением, а также Департаменту Агентства РК по делам государственной службы и противодействию коррупции, – подчеркнул заместитель акима Костанайской области Ерлан Спанов.

Под пристальным взглядом

Сегодня организаторами госзакупок являются свыше 25 тысяч учреждений. Поэтому объективно затруднен антикоррупционный контроль за ними. Назрела необходимость полной централизации госзакупок с освобождением руководителей бюджетных учреждений социальной сферы от их проведения по принципу: учитель должен учить, а врач – лечить.

Выведение из-под действия закона о госзакупках лекарственных средств и медоборудования стало причиной для различных злоупотреблений и форм лоббизма.

В тендерах, проводимых «СК-Фармацией», из года в год одни и те же компании становились поставщиками 80% закупаемых товаров.

Как показывают результаты опроса Института экономических исследований, порядка 40% предпринимателей открыто отмечают о неофициальных платежах как обязательном условии получения контрактов в нацкомпаниях.

Коррупционная схема, которая была организована в АО «Байтерек Development», наглядно свидетельствует о необходимости кардинального пересмотра подходов по проведению закупок в этой сфере.

Если говорить по нашему региону, то только в прошлом году в сфере государственных закупок выявлено более 60-ти нарушений в 10 сферах деятельности государственных органов и организаций, на общую сумму свыше двух миллиардов тенге (2 млрд 176 млн). Основная причина злоупот­реблений – это проведение государственных закупок из одного источника. Поэтому в новом законодательстве сделана попытка улучшить ситуацию. Так, если ранее действующий закон позволял проводить закупки без конкурса по 53 основаниям, новым законом исключены пять из них. Установлена обязанность заказчиков проводить повторные госзакупки в случае признания их несостоявшимися.

— В результате наблюдается резкое уменьшение госзакупок из одного источника по несостоявшимся закупкам с 54% в 2018 до 8% за первый квартал 2019 года, – резю­мировал руководитель Департамента по делам госслужбы и противодействию коррупции Салауат Муксимов.

КОРРУПЦИОННЫЕ РИСКИ

Об изменениях законодательства рассказала в своем выступлении руководитель управления государственных закупок Костанайской области Оксана Кочкурова.

— Основная задача – исключить возможность коррупции в сфере госзакупок, сделать этот механизм прозрачным и доступным для всех, – отметила она. – В сфере государственных закупок имеются три основные проблемы: это чрезмерная зарегламентированность закупок, низкая квалификация участников закупок и большая доля закупок из одного источника. Плюс нового законодательства в том, что теперь участники закупок могут посмотреть, какие документы были приложены их конкурентами к заявке, а значит, самостоятельно оценить обоснованность решений, принятых заказчиками.

Уже отмечено: благодаря этим нормам в конкурсах участвует больше поставщиков, что позволяет развиваться здоровой конкуренции. Кроме того, эта норма не позволит «нерадивым» заказчикам самовольно принимать решения по выбору поставщика, ведь теперь в случае отклонения заявок заказчики обязаны подробно и конкретно описывать причины принятого решения с указанием подтверждающих документов. В целях упрощения процедур по малозначительным закупкам была увеличена пороговая сумма закупок работ и услуг способом из одного источника со 100 месячных расчетных показателей до 500 МРП. Эта мера предназначена для заказчиков с небольшими бюджетами (детские дошкольные учреждения, объекты образования, здравоохранения и культуры).

Следует отметить, что в рамках внедрения четвертого уровня бюджета эта сумма увеличена до 3000 МРП, что составляет на сегодняшний день 7 млн 575 тыс. тенге.

Основная часть поправок введена в действие с 1 января 2019 года. Кроме этого, будут внедрены новшества, касающиеся нового квалификационного требования в виде финансовой устойчивости потенциального поставщика, а также закупок, связанных с предварительным квалификационным отбором, с 1 июля 2019 года. Через полгода, а именно с 1 января 2020 года, внедрят новшества, связанные с понятием «электронный кошелек». Это позволит автоматически возвращать обеспечение заявки на счет потенциального поставщика. Тем самым будет снижена нагрузка на участников закупок по затратам на услуги банка. Теперь потенциальным поставщикам не нужно будет на каждый конкурс или аукцион вносить обеспечение заявки на счет организатора и нести затраты на комиссию.

Деньги, которые хранятся в электронном кошельке поставщика, сниматься не будут, а будут блокироваться и разблокироваться при наступлении определенных случаев, указанных в законе. При выявлении нарушений законодательства, содержащих признаки административных правонарушений, материалы направляются в соответствующий уполномоченный орган по подведомственности.

КОНТРОЛЬ ГОСЗАКУПОК

В соответствии со статьей 13 Закона о государственном аудите и финансовом контроле, в компетенцию ревкомиссии входит осуществление аудита эффективности.

— При выявлении нарушений законодательства, содержащих признаки административных правонарушений, материалы направляются в соответствующий уполномоченный орган по подведомственности. Наиболее часто выявляются нарушения при заключении и регистрации в органах казначейства договоров, в том числе несоответствующие установленной форме, регистрация с нарушением сроков, необоснованное увеличение суммы договора, – пояснил председатель ревизионной комиссии по Костанайской области Дмитрий Костюков.

По итогам рассмотрения материалов, переданных в уполномоченный орган за 2018 год, были привлечены к административной ответственности 32 должностных лица. Общая сумма наложенных административных штрафов составила 3,1 млн тенге. За истекший период 2019 года к административной ответственности привлечены 20 должностных лиц объектов государственного аудита. Общая сумма наложенных штрафов составила 946,9 тыс. тенге.
Указанные нарушения законодательства о государственных закупках можно отнести к системным, так как они повторяются из года в год.

Основной причиной нарушений, по словам Дмитрия Костюкова, так же, как и то, что их количество не снижается, является низкая квалификация работников, на которых возложены обязанности по проведению процедур государственных закупок, текучесть кадров и отсутствие контроля со стороны первых руководителей, как уполномоченных органов, так и руководителей подведомственных организаций.

Также немаловажное значение имеет тот факт, что руководители подведомственных организаций до назначения на должность никогда ранее не занимались административно-хозяйственной деятельностью и после назначения на руководящую должность всецело полагаются на бухгалтерские и юридические службы, квалификация которых, как правило, недостаточно высока.

Решение этих проблем, по мнению сотрудников ревкомиссии, возможно только путем подготовки руководящих кадров в каждой сфере деятельности, для чего необходимо провести анализ руководящего состава административных служащих и утверждение типовых квалификационных требований для руководителей, с возможностью их дополнения критериями, характерными для определенной сферы деятельности.

Александр КУЗЬМИЧЕВ

Фото автора

Администратор сайта

Создать профиль



Войдите в свою учетную запись