Как пандемия повлияла на индустрию флористики Костаная?
Вопреки ожиданиям, режим карантина и бесконечные локдауны в большинстве случаев оказали на предпринимателей не столько угнетающее, сколько стимулирующее действие. Перспективные цветочные салоны и магазины, пытаясь приспособиться к новым условиям, сами того не ожидая, возродились словно феникс из пепла.
Кто-то из других регионов зашел на костанайский рынок, кто-то, напротив, отправился покорять столицу, а двое из наших героев провели ребрендинг и подарили своему делу новую жизнь.
Хватит засиживаться!
Именно так подумал владелец студии флористики и кофейни TLP Аркат Куандык и открыл вторую точку, но уже не в Костанае, а в Нур-Султане. Он решил, что пандемия – это некий толчок к развитию, и воспользовался этим шансом.
Предприниматель открыл свой цветочный салон в Костанае в 2015 году. До этого он уже занимался другим бизнесом, и довольно успешно, но потом загорелся флористикой и ушел в нее с головой. Главный принцип работы предпринимателя: делай не ради денег, а ради себя и других.
– Я замечал, что раньше у нас любили делать «штампованные» букеты и в дорогой упаковке, – отмечает Аркат. – Я тогда объяснял людям, что куча бумаги – это не круто, и завязывать ножку на букете не классно. Упаковка должна дополнять букет и подчеркивать его красоту, а не быть основой. Сервис хромал, хотелось чего-то нового. Сейчас то же самое происходит со мной в столице. Рынки и потребитель у нас отличаются.
В 2020 году Аркат провел ребрендинг своего дела: вместо TULIP появился бренд TLP, который известен не только цветочным салоном, но и кофейней. Минувший карантинный год стал для бизнесмена поворотным. Пандемия принесла много доселе невиданных проблем и заставила работать в новых условиях. Случались задержки поставок, приходилось заказывать товар на свой страх и риск, брать все потери на себя, если цветы не пропустят на границе. Объемы заказов и сами продажи сократились. Однако благодаря кофейне салон работал всегда. Эти два дела друг друга выручали.
– Без стеснения скажу, что мы первые в Костанае ввели в моду сухоцветы –вечные стабилизированные цветы, которые с помощью специальных растворов принимают разную окраску, – рассказывает предприниматель. – Сейчас это стало трендом. Мы их заказываем из Голландии. В период, когда не было поставок живых цветов, мы продавали сухоцветы. И как раз в это время многие их полюбили и стали предпочитать обычным цветам. Теперь моду на сухоцветы я хочу ввести и в столице, там люди с этим особо не знакомы.
Аркат говорит, что костанайский потребитель, на удивление, более избалован, чем столичный. У нас уже давно продают экзотические цветы и составляют необычные композиции. Предприниматель отмечает: он заказывал такие виды, которые цветут две недели в году. Грубо говоря, срез был всего 100 стеблей, и их делили между Костанаем, Москвой, городами Италии и Франции. Нигде в Казахстане такого больше не было.
– В Нур-Султане только в последние годы появились студии с экзотическими цветами. Все-таки выгоднее работать с дешевым товаром – просто розами, лилиями – оформлять их «попышнее», как многие любят, и делать на этом накрутку побольше. На дорогих же цветах много не заработаешь, – считает предприниматель.
В преддверии нынешнего 14 февраля всех казахстанских флористов ждал форс-мажор. Не прилетел огромный самолет с цветами из Амстердама, поэтому многие бизнесмены остались без товара. Прибыл другой, но лишь с небольшой партией цветов. Аркату повезло: он успел закупить у других поставщиков цветы и для костанайской, и для столичной студии.
– Что будет на 8 Марта, не могу представить вообще, – говорит предприниматель. – Сейчас мы получили небольшую часть товара, экзотические цветы придут только в четверг, к выходным должен прилететь самолет с основным товаром. Надеюсь, все пройдет благополучно.
Зависим от поставщиков…
Директор цветочного салона «ФлориАнна» Алия Сулейменова к главному женскому празднику начала готовиться давно, однако до сих пор неизвестно, какие цены ждут покупателей в этот главный цветочный день в году.
– Стоимость цветов, действительно, сильно вырастает на праздники, в канун 14 февраля и 8 Марта, – констатирует собеседница. – В два-три раза цены поднимают производители, и растут тарифы на транспортировку цветов. Все это складывается в конечную их стоимость. Только к 1 марта будет ясна картина по ценам, и мы начнем принимать заказы. Делать самим какие-то прогнозы по стоимости даже за неделю до праздника – сложно.
Алия отмечает, что покупает товар и в долларах, и в евро. Везет цветы из Нидерландов, Эквадора, Израиля. Из года в год цены меняются, в зависимости от курса. Не обходится и без рисков: приходится заказывать цветы через разные каналы, чтобы не остаться с пустыми руками. К слову, пандемию Алия решила, как и Аркат, использовать как точку роста, и пока все были закрыты, не теряла времени зря, сделав давно запланированный ремонт и обновив фасад салона.
Не навара ради
Предприниматель Мади Елгундинов зашел на костанайский цветочный рынок осенью 2020 года. Меньше чем за полгода салон Lovi Buket обзавелся постоянными клиентами. Бизнесмен прибыл к нам из Нур-Султана, где находится его первая точка. Мади рассказал, что когда-то сам работал в цветочном магазине, где и узнал всю цветочную кухню изнутри. В какой-то момент парню показалось, что он может сделать так же, а может, даже лучше.
Мади конкуренции не боится, считает, что без нее нет развития. Чтобы не потонуть в бизнесе, надо иметь свои фишки и думать о клиенте.
– У нас самые низкие цены на премиум розы. Мы их напрямую возим из Эквадора и Колумбии, – отмечает предприниматель. – К 8 Марта мы начали готовиться с декабря-января. Надеемся, что не будет форс-мажорных обстоятельств с доставкой товара.
По словам Мади, во время пандемии клиентов у него меньше не стало. Играет роль то, что цветы – это фаворит среди подарков на праздники. Люди уже сейчас интересуются предзаказами к приближающемуся женскому дню.
– Тюльпаны по предзаказу стоят пока 400 тенге, но какой цена будет на сам праздник – неизвестно, – говорит бизнесмен. – Многие люди думают, что мы делаем праздничный прайс, потому что хотим навариться. На самом деле поставщики ближе к дате повышают цены на сами цветы и их поставку. У нас есть определенное количество роз и тюльпанов, которые мы купили по обычной цене, не праздничной, а основной завоз приедет уже по завышенной цене. Я бы лучше 30 тысяч роз продал по обычной цене, чем 10 тысяч по завышенной.
Чтобы выразить любовь
О том, что покупательская способность костанайцев не только не упала, а скорее даже возросла, говорит и владелица салона цветов Fresh Bucket (прим. – полная тезка владелицы салона «ФлориАнна») Алия Сулейменова. Ей, как и остальным цветочникам, пришлось в период карантина несладко: переориентироваться на доставку, искать выходы, когда не было возможности привезти товар из-за границы.
– Цветы, к счастью, у нас всегда были и есть в наличии, – говорит Алия. – Когда невозможно было доставить цветы из Эквадора, Голландии и других стран, мы привозили местный товар из Алматы. Хотя, конечно, наши цветы заметно уступают в качестве привозным.
Среди костанайцев особой популярностью традиционно пользуются розы. Но салон Fresh Bucket старается больше внимания уделять экзотике и необычным букетам. Конечно, на каждого клиента приходится свой товар. Кто-то хочет подешевле, а кто-то – побогаче. Алия говорит, что в ее салоне сегодня соберут букет на любую, комфортную для покупателя, сумму.
– У нас как-то был заказ на 1001 метровую розу. Мы собрали восемь букетов из 101 розы и один букет из 193 роз. Конечно, это было «вау», – вспоминает предпринимательница.
Как показал наш небольшой срез, в отличие от ресторанно-гостиничного бизнеса, цветочный продолжает «цвести». И это не может не радовать в свете последних событий, когда предпринимателям приходится сворачивать свое дело и уходить с рынка, оставляя за собой пустые ниши.
Татьяна НАЗАРУК
Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77