Многих казахстанцев возмутило, что сотовые компании в одностороннем порядке увеличили цены на свои услуги. Разве так можно?
Да, оказалось, что закон это позволяет. Раньше, как пишет портал dknews.kz, операторы могли изменять условия тарифного плана абонентов, в том числе повышать тариф только с согласия абонентов (в случае с изменением базового тарифа – согласие не требовалось, но изменение допускалось не чаще одного раза в год). А вот с 31 марта 2023 года были приняты Правила оказания услуг связи в новой редакции, с этого времени сотовые компании могут изменять тариф в одностороннем порядке без получения согласия от абонентов. Однако повышение должно быть на основе обоснованных затрат…
К примеру, у оператора Beeline был тариф «Promo». Стоил он 2490 тенге в месяц. В декабре прошлого года абонентов уведомили, что с 18 января он обойдется уже в 3990 тенге. Подорожание на 1500 тенге!
В компании Beeline рассказали, почему им пришлось увеличить тарифы, и отметили, что «если ценообразование будет сдерживаться, то отрасль столкнется с дефицитом инвестиций, и это скажется на качестве связи».
Рост тарифов обусловлен несколькими факторами:
– Растущее потребление данных и нагрузка на сеть. Спрос на мобильные данные за последние пять лет вырос более чем в пять раз, что создает колоссальную нагрузку на сетевую инфраструктуру. Ресурс одной базовой станции ограничен, и для того, чтобы нагрузка не влияла на качество связи, необходимо устанавливать дополнительные базовые станции и модернизировать уже функционирующее оборудование. За последние три года капитальные расходы компании составили более 220 млрд тенге.
– Инфляция. В Казахстане суммарная инфляция 2022 к 2018 составила 55%, то есть товары, которые 5 лет назад условно стоили 1000 тенге, сегодня стоят уже 1550 тенге. Это привело к увеличению расходов на все, от оборудования до расходных материалов.
– Девальвация тенге. Практически все оборудование для развития сети закупается в иностранной валюте, поскольку производится за пределами Казахстана. За последние пять лет доллар стал дороже, что в свою очередь также существенно влияет на расходы.
– Расходы на поддержание и улучшение качества связи.
За три года количество базовых станций увеличилось на 90%. И если 5 лет назад команда технической дирекции составляла 574 человека, то за этот период она выросла почти на 40% и в 2022-м насчитывала уже 787 человек.
Что делать, если вас все-таки не устраивает цена тарифа? Можно выбрать другого оператора или подобрать подходящий тариф, в том числе пакетный. Например, что-то вроде тарифного плана на всю семью, платить сразу за домашний и мобильный интернет. У Beeline, как оказалось, есть еще социальный тариф для пенсионеров и лиц с ограниченными возможностями.
Татьяна ФАЙЛЬ
Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77