Четвертый участник номинации «Сделано в Костанае» – бренд «Рыжий коптит».
Напомним, костанайцы поделились названиями предприятий, производящих лучший, по их мнению, продукт, в комментариях под постом на нашей страничке в Инстаграме @nashkostanay. Горожане отметили около 30 как крупных, так и небольших производств, которые готовят колбасы, сладости и многое другое. Главное, что все это производится в Костанае! Среди всех компаний мы выбрали четыре самые упоминаемые, они и вошли в наш шорт-лист для голосования. Для объективности посещаем каждого из номинантов.
КАК ВСЕ НАЧАЛОСЬ
Создатель бренда признается, что с детства любил готовить и даже мечтал стать поваром, но судьба распорядилась иначе, по образованию Роман – геодезист.
Однако любимое хобби наш герой не забрасывал, всегда экспериментировал на кухне, так постепенно заинтересовался копчение.
– Нашел как-то в гараже у одного деда тетрадь, где были записи всего на свете: гитарные ноты, рецепты копчения. Кое-что попробовал, потом стал менять рецептуру, смотрел видеоуроки в интернете. Со временем у меня появилась собственная «дедушкина тетрадь», только в три раза толще. На разработку полюбившихся клиентами рецептов ушла уйма времени и сырья, но иначе не найти тот самый вкус, – делится Роман.
Поначалу наш собеседник готовил для себя, родственников, друзей. А потом сработало сарафанное радио, знакомые знакомых стали просить приготовить мясо или рыбу для них. Так увлечение переросло в бизнес.

– На продажу работаю около пяти лет. По-настоящему бизнес пошел во время пандемии, когда работы по найму стало меньше и появилась возможность больше времени уделять заказам, – вспоминает Лодяной.
Ранее наш герой трудился на заводе железобетонных изделий. Уже в начале увлечения копчением супруга Романа открыла для мужа страницу в Instagram @rigiy_koptit. Заказы не заставили себя ждать, спустя несколько месяцев мужчина уволился и полностью ушел в копчение. Так удалось воплотить в реальность мечту детства.
ПРИНЦИП ОДИН – НИКАКОЙ ХИМИИ
Роман подчеркивает, что является противником жидкого дыма, фосфатов и прочей химии. Он за натуральность.

– Я готовлю с мыслью, что мой продукт едят дети, поэтому это должно приносить только пользу. Специи – тоже натуральные. Большое внимание уделяю выбору щепы для копчения. Некоторые, чтобы сэкономить, используют сосну или ель, я предпочитаю бук или ольху, они не выделяют вредные смолы, но при этом дают приятный, ненавязчивый шлейф дыма, – отмечает мастер.
Оборудование – важная вещь при копчении. Изначально это была… кастрюля. Роман просверлил ее в нескольких местах, натянул проволоку – на нее вешал рыбу. Затем сменил кастрюлю на большую емкость, потом на бочку. Позже купил профессиональную коптильню, на которой работает до сих пор.

Ассортимент у «Рыжий коптит» формально безграничен. Но самое ходовое мясо – свинина. Работает предприниматель и с сырьем клиента, и предлагает мясо, которое берет сам.
– Я копчу все: рыбу, мясо, грибы. Привозили даже вареные яйца – коптил и их, – смеется Роман. – Частые клиенты – охотники. Они, конечно, просят приготовить дичь: кабана, косулю, утку.
Маринуется мясо от трех дней, на процесс копчения уходит в среднем шесть часов.
– Однако я всегда стараюсь войти в положение заказчика. Если нарезать мясо на кусочки помельче, то можно успеть и быстрее. Бывало такое, что за пару дней сделали заказ к свадьбе – успели, – признается собеседник. – Продукцию заказывают по разным поводам – дни рождения, Новый год, застолья, но чаще всего – просто вкусно поесть. Нередко люди берут копченую продукцию на подарок в Германию, Турцию, Россию, по всему Казахстану. Привозят раз, через год те же люди просят еще, для меня это показатель.
СЕКРЕТ УСПЕХА И ЦЕЛИ
Плох тот бизнесмен, кто не хочет расширяться. Роман тоже мечтает открыть свою точку.

– Финансовой возможности пока нет. Но если появится партнер с хорошей идеей, я с радостью приму его предложение. Пусть это будет даже пивной магазин. Это было бы в тему, и стало новой отправной точкой для моего дела, – поделился герой нашего проекта.
На вопрос, почему костанайцы выбирают продукцию бренда «Рыжий коптит», его основатель отвечает, что дело в честности и натуральности.
– Я делаю так, как ел бы сам и дал бы детям. Поэтому готовлю без жидких дымов, смол и прочего. Мне часто говорят новые клиенты, что после копченого они чувствуют себя неважно, а после моей продукции такого нет. Думаю, дело в натуральности, а еще я не гонюсь за количеством любой ценой, для меня важно держать марку, – говорит Роман Лодяной.
ОБ УЧАСТНИКАХ:
Бренд «Рыжий коптит» создал костанаец Роман Лодяной. Аккаунт @rigiy_koptit он открыл в 2020 году, тогда и начались продажи. В ассортименте: карбонад, прослойка, ребрышки, филе, стейк, вяленое мясо – джерки и многое другое. Мастер использует только натуральные методы копчения, с особым вниманием подбирая специи и щепу.
ОТ РЕДАКЦИИ:
Конкурс «Народное качество» организован газетой «Наш Костанай» совместно с акиматом города. Это уже второй сезон проекта. Первый прошел в 2023 году и был тепло принят как читателями, так и предпринимателями. Конкурс, как и ранее, пройдет в два этапа.
На первом этапе читатели во всех номинациях предлагают своих кандидатов. В каждой категории мы выберем по четыре самых упоминаемых участника, затем на страницах газеты, на сайте и в соцсетях расскажем о них. Костанайцам предоставляется возможность самим определить лауреатов в восьми номинациях: «Сделано в Костанае», «Тепло кофе, нежность десерта», «Перевозчик года», «Надо подкачаться», «Дарите женщинам цветы», «Моя мастерская», «Здесь делаю ногти», «Строим Костанай». На втором этапе будет сформирован шорт-лист премии для открытого голосования.
На торжественном награждении аким города и директор газеты «Наш Костанай» вручат памятные статуэтки «Народное качество» тем, за кого люди отдадут свои голоса. Кроме того, за любимые компании можно будет проголосовать с помощью купона в газете: один купон равен пяти онлайн-голосам. Вырезайте его и приносите по адресу: пр. Аль-Фараби, 90 (левое крыло).
Ведущая проекта Екатерина БАЙНЯШЕВА, фото Абиля ДОЩАНОВА
Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77
