Костанай и костанайцы

Конституция, критика и коронавирус

В праздничной беседке «НК» – председатель Костанайского городского суда Канат Шакаров

Конституция Казахстана – символ независимости и свободы, единства и стабильности. Этот государственный документ, прежде всего, отражает волю народа.

Поэтому наш разговор с председателем горсуда начался с того, что дата принятия Конституции – 30 августа 1995 года – вписана золотыми буквами в историю независимого Казахстана.

– Какую роль сыграла новая Конституция в развитии нашей страны?

– Вся жизнедеятельность не только государственных органов, но и всех граждан, иностранных граждан, находящихся на территории нашей страны, так или иначе регламентирована теми нормами права, которые заложены в Конституции РК. В ней представлены фундаментальные основы государственного и общественного устройства страны. Институты, которые провозглашены в Конституции, определяют направление государственной политики, устройства, жизнедеятельности нашей страны, как социального демократического государства. Конституция – это основной закон страны, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы. Со дня принятия Конституции Казахстан уверенно ступил на путь демократического, светского и правового государства.

– Канат Калиаскарович, судьи считают День Конституции своим праздником. Почему? И как вы смотрите на то, что в главный закон страны вносятся изменения?

– Вы правы, в отсутствие своего профессионального праздника, судьи, в первую очередь как исполнители закона, считают День Конституции своим праздником. Так сложилось исторически. Конституция, как и судьи, призвана защищать права, свободы и законные интересы граждан. Мое личное мнение: если время требует перемен, если есть веские основания, необходимость внесения изменений в основной закон страны и они будут благоприятно влиять на жизнь граждан, на процветание государства, то их необходимо принимать. И нельзя забывать, что нашей Независимости всего 30 лет, и мы в начале большого пути.

– Насколько за эти годы повысилась правовая грамотность и гражданская позиция казахстанцев? С какими вопросами они чаще всего обращаются в суд?

– Количество обращений граждан в суды является безусловным индикатором уровня правовой грамотности. Так вот, количество заявлений в суды республики имеет положительную динамику, что, на мой взгляд, является показателем роста правовой грамотности населения в целом, а также уровня доверия граждан суду.

Распространенная категория дел – дела, которые вытекают из договорных споров. Сюда мы относим споры по всем видам сделок, начиная с займов и договоров купли-продажи, заканчивая, но не ограничиваясь, спорами, вытекающими, к примеру, из договоров страхования. Люди занимают деньги и потом их не возвращают. За первое полугодие текущего года 1 137 исков из 2 893 – это дела, которые вытекают из договоров. Новая тенденция: люди начали жаловаться на качество услуг, например, сделали не ту прическу, которую заказывали, или плохо нарастили волосы. Человек платит за услугу, и она должна оказываться качественно. Также много споров, возникающих в брачно-семейных отношениях: это и расторжение брака, и раздел имущества, и взыскание алиментов. Данная категория дел всегда сопровождается конфликтами, слезами, обидами.

– Канат Калиаскарович, а вы сами когда-нибудь обращались за защитой своих прав?

– У меня одно высшее юридическое образование. После института начал сразу же работать юристом на небольшом предприятии в родном Экибастузе. Далее поступил на государственную службу, работал в акимате, в управлении госсанэпиднадзора, полтора года проработал адвокатом, затем в 2013 году был назначен судьей Павлодарского городского суда. Всю профессиональную деятельность являюсь исполнителем закона в той или иной роли, либо как представитель государственного органа в суде, либо как участник административного производства, как адвокат в уголовном производстве и т.д. При этом не могу припомнить, чтобы я был стороной по делу.

– Есть дело, которое вас удивило, оставило след, какой-то осадок?

– Пожалуй, есть одно, которое не удивило, а больше других заставило задуматься, ведь каждое дело мы пропускаем через себя. Читая материалы, необходимо вникнуть в суть спора. Это было дело из категории брачно-семейных. Мама ребенка обратилась в суд с требованием о разрешении выезда на постоянное место жительства за пределы страны с несовершеннолетним ребенком, старшим из двоих. Отец же с младшим никуда не собирался. Видеть споры нам не привыкать, но здесь удивило, что мама ребенка шла на сознательный разрыв кровных уз не то что отца и сына, а старшего и младшего брата. Старшему, если мне не изменяет память, исполнилось 14, младшему – 10, мальчишки были очень привязаны друг к другу. Семья была хорошая, благополучная, оба родителя работали, дом полная чаша. Но что-то в семье произошло, и мама ребенка подала в суд на развод. Дело закончилось мировым соглашением. Родители договорились, что супруга уезжает одна, а дети, пока она не обустроится на новом месте, будут жить с отцом. Чем закончилась история – не знаю, но хочется надеяться, что в итоге все у них сложилось хорошо.

– Вы уже два года работаете председателем суда в Костанае. Как вам этот город и чем отличаются споры костанайцев от павлодарцев?

– Есть хорошее выражение: «Когда любишь свою работу, не придется работать ни одного дня». Так вот, два года пролетели как один день. Костанай очень похож на Павлодар, также вытянут вдоль реки, такие же чистые, красивые, зеленые улицы. Самое главное, что здесь люди очень отзывчивые, прямые и честные. А что касается споров, хочу сказать, что каждый спор индивидуален, как и люди. В целом же категории дел схожи.

– Какие самые важные проблемы на сегодняшний день, связанные с реализацией прав и свобод казахстанцев, по вашему мнению, остаются нерешенными в нашей стране?

– Я думаю, вопрос не совсем по адресу, так как судьи – исполнители законов. В целом же все органы государственной власти действуют в рамках возложенных на них функций, демократические институты состоялись, стабильно работают, уровень правосознания общества достаточно высокий, о чем, как я говорил ранее, свидетельствует количество обращений в суды. При этом хочу сказать, что с 1 июля 2021 года введен в действие новый Административный процедурно-процессуальный кодекс, регламентирующий не только административные процедуры, но и предусматривающий до настоящего времени абсолютно новый для национального законодательства порядок разрешения споров граждан с госорганами. Кодекс направлен в первую очередь на защиту прав граждан от государственных органов, предусмотрена презумпция вины государственного органа, что подразумевает (возлагает) обязанность доказывания соответствия действия, бездействия, административного акта закону на государственный орган.

– Пандемия облегчила вам работу или наоборот?

– Ограничения, которые принимаются в связи с необходимостью пресечения распространения заболевания коронавирусом, затронули и работу судов. Вместе с тем пандемия безусловно ускорила процессы цифровизации во всех сферах жизни. Суды не остановили свою работу, а перешли на онлайн-формат рассмотрения дел. Граждане обращаются в суд посредством судебного кабинета, направляя онлайн все необходимые документы. Процессы ведутся посредством видеоконференцсвязи любым удобным способом. Из сложившейся ситуации мы извлекли положительные моменты. В первую очередь, это удобно самим гражданам: нет необходимости идти в суд. Человек может принять участие в процессе из любой точки планеты при наличии стабильного интернет-соединения. Такое положение дел не сказалось на качестве отправления правосудия, которое, к слову, в Костанайском городском суде выросло.

– Как относитесь к тому, что судей чаще ругают, чем благодарят?

– Я сторонник конструктивной критики. Чем чаще она звучит, тем лучше. Ничто не проходит не замеченным. Каждое замечание берется во внимание, анализируется, прорабатывается, принимаются меры к устранению критики. Другое дело – огульное обвинение судей во всех грехах, это, конечно, огорчает. Да, есть отдельные моменты, но система борется с такими случаями, самоочищается, так сказать.

– За годы Независимости Конституция РК не раз доказала свою эффективность, демократичность и нацеленность на защиту прав и свобод граждан. Огромный потенциал конституционных норм послужил основой сегодняшних достижений и успехов нашего общества. Я бы хотела вспомнить о вашем вкладе в изменение законодательства, которое касается взысканий за грантовое обучение.

– Да, действительно, в этом есть наша заслуга. Судьи, рассматривая дела, когда АО «Финансовый центр» (оператор ряда госпрограмм, призванных обеспечить доступность технического и профессионального, послесреднего, высшего и послевузовского образования гражданам РК – прим.) обращался с иском к еще вчерашним студентам-грантникам о взыскании с них оплаты за обучение и неустойки, отметили, что не созданы условия для их трудоустройства. Да, государство обучило, но если нет работы, в чем вина выпускника? Он же не может пять лет стоять в Центре занятости и получать копейки. Как только устраивается на работу к частникам, тут же следует иск, причем оператор просит взыскать средства за все годы обучения. Благо нас услышали и были внесены изменения в нормативно-правовые акты. Этому предшествовало несколько судебных решений, когда было отказано в удовлетворении иска АО «Финансовый центр». Решения были приняты исходя из того, что суду не были предоставлены конкретные факты, когда, к примеру, в период нахождения на учете в качестве безработной гражданке предлагалось конкретное место работы в сельской местности, от которого она отказалась. При отсутствии вакансий в государственных организациях образования требовать с молодого специалиста-грантника состоять на учете безработных с выполнением общественных работ, по мнению коллегии, является нерациональным использованием кадровых резервов и противоречит интересам государства.

Александра СЕРГАЗИНОВА, фото Абиля ДОЩАНОВА


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77