Садовые общества Костаная могут окончательно разориться уже через несколько лет
Спасти кооперативы, по мнению их председателей, можно только одним способом – отдать в собственность арендованные участки тем, кто работает на них не менее пяти лет.
Дачное хозяйство Костаная переживает не самые лучшие времена, а возможно и вовсе доживает свой век. С каждым годом количество заброшенных участков увеличивается. Но это не значит, что земля перестала считаться кормилицей. Напротив, костанайцы бы и рады заниматься дачами, но нынешняя законодательная база напрочь отбивает все желание вкладывать силы и деньги в заведомо обреченное дело.
КОРЕНЬ ПРОБЛЕМ
Первая волна кризиса прокатилась по садовым обществам областного центра в начале 90-х. Хотя, казалось бы, во время тотальной разрухи и массовой безработицы дача могла прокормить всю семью. И кормила. Но вместе с тем были и другие проблемы, которые привели к разрухе десятки и сотни дачных участков, и даже к распаду целых сообществ.
– Наше садовое общество организовывалось на базе трех предприятий – треста «Костанайсельстрой-13», швейной фабрики «Большевичка» и сапоговаляльной фабрики. Работникам первого под дачные участки отдали 10 гектаров земли, двум другим – по 20 га, – говорит теперь уже экс-председатель СО «Пригородное» Леонид Потапчук. – Раньше на фабрике «Большевичка» работали в основном немцы, поэтому, когда в 90-х начался их массовый отток на историческую родину, почти 10 из 20 отданных им гектаров земли были брошены. Многие пустуют до сих пор. Так у нас развалились два соседних общества – «Коммунальщик» и «Камвольщик». Последнее было даже крупнее нашего – 75 га. А какие там дома стояли! Сегодня не осталось ничего.
Чтобы сохранить садовое общество «Пригородное», Леонид Потапчук приложил немало усилий – ездил по квартирам, собирал подписи, провел водопровод, заасфальтировал главную улицу… И это принесло свои результаты. Сегодня «Пригородное» – хоть и одно из самых удаленных от города обществ, но вместе с тем одно из активно обрабатывающихся дачниками. Из 1050 нарезанных участков регулярно вспахиваются и засаживаются 830. Однако количество заброшенных дач хоть и медленно, но верно, все же растет. И это обусловлено тем, что большинство садоводов-любителей – люди преклонного возраста, которые в силу проблем со здоровьем вынуждены оставлять свои участки. Но есть и другая категория дачников – их негласно называют шашлычниками: они держат загородные домики исключительно для отдыха, при этом землю не обрабатывают, членские взносы не платят.
– В нашем обществе задолженность составляет 5,5 млн тенге при том, что за год мы собираем 11 млн тенге. Представляете, какая это огромная сумма? Выбивать через суды – не дело. Это нужно целыми днями там торчать и не работать, потому что то перенесут заседание, то справки какой-то не хватает… Мы когда-то пытались затевать судебные тяжбы, но я как посмотрел на весь этот процесс… Пусть оно лучше стоит все заброшенное, – сокрушается Потапчук.
А с 1 июня Леонид Потапчук, отслужив обществу без малого 37 лет, решил и вовсе оставить свою должность. Слишком уж много накопилось проблем, которые обрушились на его уже немолодые плечи.
В расположенном чуть ближе к городу садовом обществе «Дархан» дела обстоят еще сложнее. Здесь две трети участков заброшены и находятся в крайне запущенном состоянии. Ситуация осложняется тем, что у общества нет собственного водовода. Воду здесь берут в аренду в соседнем обществе «Элеваторщик» и платят за нее баснословные деньги.
– В прошлом году вода обошлась нашему обществу в 931 тысячу тенге, а этой весной аренда повысилась на 170 тысяч тенге. Естественно, я, как председатель, не могу платить такие суммы из своего кармана. Расходы ложатся на дачников. Сегодня членский взнос за сотку составляет 3800 тенге. Мы понимаем, что это слишком накладно, особенно для пенсионеров, но поделать ничего не можем, – разводит руками председатель ПКСТ «Дархан» Михаил Кузьмин.
В куда более аховом положении находится общество с символичным названием «Урожай». От некогда одного из самых престижных кооперативов осталась пара сотен действующих участков и примерно пять гектаров пустыря. При этом общество было организовано в Костанае чуть ли не самым последним – в 1991 году.
– Тогда обещали, что построят котлован, но так и не построили. Поэтому многие, так и не оформив участки в собственность, бросили их. А те, кто остались, поливают свои дачи из скважин, – говорит председатель общества Виталий Михайлов.
Словом, список проблем, который постепенно приводит дачное хозяйство в упадок, год от года растет. Однако председатели кооперативов считают, что еще есть шанс спасти общества, ведь желающих работать на дачных участках на самом деле великое множество. Но чтобы удовлетворить этот спрос, нужны изменения в законе.
ДВА ПУТИ
В 2016 году городской отдел земельных отношений провел инвентаризацию дачных участков в шести садовых обществах. В результате путем отмены решений костанайской горадминистрации о предоставлении земель в 90-х годах в государственную собственность был возвращен 1531 участок. Большинство из них – 833 – в ПК СОТ «Урожай», 376 – в ПКСТ «Дархан», 268 – в ПКСТ «Текстильщик», 29 – в ПКСТ «Колос», 20 – в СТ «Жулдыз» и еще пять в – ПКСТ «Геолог». Для них в акимате ищут новых владельцев.
– Участки предоставляются бесплатно до 0,12 га на одного человека. Для получения земельного участка для садоводства гражданам необходимо подать соответствующее ходатайство на имя акима города Костаная, приложив ситуационную схему испрашиваемого участка и справку от председателя общества, подтверждающую намерения заявителя, либо его добросовестность пользования, – разъяснил заместитель акима города Андрей Финк.
Впрочем, несмотря на то, что земельные участки раздают даром, они по-прежнему заброшены. А все потому, что условия, на которых они предлагаются, у потенциальных дачников никак не вяжутся с их желаниями и планами.
– Дело в том, что земельные участки предлагают в аренду, а люди не хотят брать в аренду. Представляете, сколько нужно вложить сил и средств в то, чтобы привести в порядок заброшенную дачу? На это уйдет год, а может даже и два. И все ради чего? Чтобы еще через три года у него забрали этот участок? Если бы предоставляли дачи в собственность после того, как человек там лет пять отработал, как это было раньше, тогда у нас все заброшенные участки разобрали бы. Люди приходят, спрашивают, но, когда речь заходит об аренде, они разворачиваются и уходят, – говорит Михаил Кузьмин.
Те, кто все же берет участки в аренду на свой страх и риск, живут как на пороховой бочке. Проблемы с арендованными дачами тянутся на протяжении долгих лет. Известны случаи, когда бесхозную дачу по постановлению акимата отдавали в пользование желающему на ней работать. После нескольких лет ударного труда вдруг объявлялся хозяин и предъявлял акт на землю. И ничего тут не поделаешь.
– У нас дача в четыре сотки земли. Рядом участок уже лет десять пустует, хозяин умер, а дети не хотят работать. Пару лет назад я взяла его в аренду, исправно плачу членские взносы, засеиваю его картофелем. Но все это время нахожусь в подвешенном состоянии. Конечно, есть страх, что или хозяин объявится, или заберут его в госнужды, – говорит владелица дачного участка в СО «Пригородное» Наталья Шпехт.
Кстати, пару лет назад в этом же обществе одной из дачниц все же удалось отсудить резервный участок, который она обрабатывала несколько лет. Новые собственники обжились на буквально вырванной потом и кровью земле, построили домик, насадили деревьев, кустарников… Но такие примеры единичны.
Запрет на выдачу в собственность давно заросших бурьяном дачных участков объясняется тем, что по новому генеральному плану в далекой перспективе эти земли планируется отвести под индивидуальное жилищное строительство. Однако пока градостроительный документ не утвержден Правительством, главная на сегодня проблема садовых обществ, расположенных по рудненской трассе, – как быть с бесхозными участками – повисает в воздухе. Но, вероятнее всего, город будет расти и шириться именно в этом направлении. Первая ласточка уже есть – это Кунай. Новый микрорайон в скором времени вырастет на пустыре как раз напротив дачных кооперативов. А значит, выдавать в собственность земли, которые через несколько лет придется выкупать, вряд ли кто возьмется. Хотя свои чаяния на возрождение дачных сообществ председатели кооперативов связывают именно с Кунаем. Ведь нецелесообразно же местным жителям будет ездить на огороды, скажем, в г. Тобыл или на КСК, когда под боком у них несколько дачных массивов. Так что, как повернется решение этого вопроса, покажет только время.
Валентина МЕЛЕХОВА
Фото Нуржана СМАИЛОВА
Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77