Образование

«НК» проверил, что ждет учеников в школах Костаная первого сентября

Проходят десятки лет, сменяются поколения, а в учебных заведениях все как прежде – в летний период ежегодно идут ремонты

Такая традиция сложилась, конечно, не просто так, прежде всего от состояния школы зависит комфортность обучения, да и есть в этом какая-то романтика. Сидеть в кабинете, наполненном запахом извести, обязательно замарать новые брюки в краску или пустить стрелку на капроновых колготках, зацепившись за стул…

Разрешение – после проверки

Готовность школ к очередному учебному году проверяет отдел образования в рамках приемки. Комиссии посещают учебные заведения и по итогу выдают специальный акт.

– Приемка в Костанае проходила с 8 по 17 августа. Мы проверили санитарное и техническое состояние всех учреждений образования. Посмотрели коммуникации, выполнение косметических текущих ремонтов, их организации образования проводят ежегодно. Осмотрели территорию школ, наличие ограждения, санитарное состояние площадок. Проверили медицинские кабинеты, пищеблоки, столовые, обеденные залы. На сегодня все школы приняты, если были какие-то замечания, комиссия давала на устранение день-два, потом снова проверяла. После выдается акт, только с этим документом организации могут начинать функционировать в новом году, – сказала руководитель сектора обеспечения жизнедеятельности учреждений образования отдела образования Татьяна Степанова.

Корреспонденты «НК» решили провести собственную приемку и отправились в школы города, конечно, никого не предупредив заранее. Это ведь рейд! Ждать журналистов не должны.

Школа №22

Это одно из самых популярных учебных заведений в районе КСК. Школе №22 в следующем году исполнится 45 лет, до сих пор тут не было капитального ремонта. В порядок приводили то кровлю, то холл, все по мере необходимости. Внутри здания уютно, светло и чисто. Осмелилась провести корреспондентов по школе без разрешения «сверху» завуч Галия Гаенко.

 

– В столовой лет пять назад у нас был ремонт, так что можно сказать столы и стулья новые, есть раковины для мытья рук, мыло, сушилки. Оборудование на самой кухне будет не наше, а поставщиков, которые выиграли тендер на обеспечение школы питанием, поэтому там ничего показать не могу, – сказала Гаенко.

В столовой, кстати, были не только новые стулья, но и старые. Их в школе тоже используют, потому что детей много, иногда всем места не хватает. Проектная мощность учебного заведения 1176 человек, а посещают ее 1400 учеников, приходится справляться.
Оптимизировали в школе даже гардеробы, они поделены по сменам, классам и гендеру. Санузлы оборудованы для каждого звена отдельно. Только вот стульчаков на унитазах мы не увидели ни в одной из кабинок. Урны, мыло, бумага и полотенца были в наличии.

– У младшего звена в кабинках мы убрали замки, они нечаянно закрывались, и приходилось вызволять детей, а так безопаснее. Старшеклассники сами справляются, они у нас хулиганят, сломали подоконник в туалете. Но мы стараемся беречь свою школу, держим ее в нормальном состоянии, постоянно подкрашиваем, подмазываем, подбеливаем, – отметила провожатая.

Под «мы» завуч имеет ввиду технический персонал, ведь учителя ремонт в школах уже давно не делают. По крайней мере, так должно быть.

Проходим в кабинеты, в некоторых стулья и парты стоят вперемешку – относительно новые и старые. Но свежей краски на тех сиденьях, что уже многое повидали, мы не приметили.

– Краску сейчас сложно купить, в магазинах ее миллионы, а мы-то должны приобретать через госзакупки. То не выходят на портал поставщики, то у них лицензии нет. Мало того, что материал должен быть казахстанского производства, она должна подходить для школы, гипоаллергенная. Поэтому красим только то, что уже в совсем плохом состоянии, – заключила завуч школы №22 Галия Гаенко.

Школа №25

Далее отправляемся в район Узкой колеи. В школе №25 сменился директор, сюда был ротирован Бакыт Арыстанбеков, который ранее занимал должность руководителя вечерней школы №2.

Учебное заведение №25 – единственная школа в этом районе, а теперь ее будут посещать еще и ученики п.Киевский. В тамошней школе №13 делают ремонт и детей на время перевели в №25. Их сюда планируют доставлять на автобусе.

Само здание было построено в 1989 году, вроде бы не так давно, но устаревшие коммуникации и деревянные окна дают о себе знать. Однако рассказать о своих проблемах и показать готовность школы к приему двойного потока учеников, директор отказался. Мотивируя отказ отсутствием у корреспондентов «НК» одобрения от гороо. Бакыт Арыстанбеков извинился и сказал, что против начальства не пойдет.

Рассказываем, что успели увидеть. На пандусе, ведущем в школу, уже отваливается плитка, собственно и на лестнице у входной группы тоже.

А еще в ужасном состоянии находится футбольное поле, искусственное покрытие взъерошено, об него легко можно споткнуться и упасть.

Всей школе давно необходим ремонт, и его пытались начать, даже разрабатывали проектно-сметную документацию, но работы все еще не начались.

Школа №122

Побывали мы и в одной из старейших школ Костаная – №122. Она находится в районе Костанай-2 по улице Белинского. Построили здание, где расположена школа еще в 1965 году. Архитектура непохожа на другие, в фойе стоят огромные колонны. В общем, колоритно. Однако дальше холла «НК» тоже не пустили. Хотя директор была готова рассказать о своей школе, но, узнав, что приезд несогласован, в экскурсии было отказано.

Школа-лицей №1

Зато здесь корреспондентов встретили без каких-либо проблем. Замдиректора по административно-хозяйственной части школы-лицея №1 Сауле Кужаниязова провела «НК» по всем локациям.

– Наша школа 1971 года, капитальный ремонт проводили в 2004 году, с тех пор сами делаем текущий ремонт, в этом году, правда, освежили спортзал через портал госзакупок, потому что наш техперсонал не справился бы с высотными работами. Этим занимались специалисты, – сказала Сауле Кужаниязова. – Вообще у нас 14 техничек, которые следят за порядком и выполняют косметический ремонт, заметьте, мы и на каждых каникулах подбеливаем стены, потому что дети их затирают.

 

Количество учеников в школе зашкаливает, при мощности в 1000 человек, тут обучаются 1700 детей. Несмотря на загруженность, в лицее успевают внедрять новшества. Например, тут впервые в городе появилась «умная столовая». Оплачивать еду можно той же картой, что открывает турникет на входе в школу.

– Сама столовая у нас не обновлялась с нулевых, уже потертые стулья, но все равно состояние приличное, – подметила замдиректора по административно-хозяйственной части.

В санузлах школы-лицея имеется все необходимое, и стульчаки в том числе. В прошлом году в коридорах установили фонтанчики для питья. Учебные заведения, где такого приспособления нет, покупают бутыли с водой.

 

Гордость школы – кабинет биологии нам показала директор Сания Шарипова.

 

– Это кабинет нашего учителя биологии Ирины Кириченко, здесь много цветов. А еще наша реликвия – пальма, она ровесница школы, сколько уроков и событий она запечатлела! Выпускники до сих пор приходят и удивляются, что пальма растет, – поделилась директор.

Школа №19

Первую приемку на новом месте прошла Анар Кабдулинова. Ее сюда ротировали из школы №21. Это учебное заведение капитально отремонтировали несколько лет назад, понятно, что все в отличном состоянии и проверять тут особо нечего.
Такой и должна быть образцовая школа. Все красивое и свежее. В столовой – новые столы и стулья. В санузлах – стульчаки и прочее. Кстати, как отметили в школе №19, при их наличии удобнее проводить дезинфекцию и очистку.

Пить дети могут из фонтанчиков – тут установлены три фильтра, которые меняют каждые полгода.

– Наша школа готова к приему детей полностью, осталось лишь провести ремонт парковки, опять же для удобства родителей, до сентября мы должны успеть, – заверила директор школы.

Мнение

«НК» спросил специалиста-психолога о том, каким должно быть учебное пространство ребенка, чтобы ему было комфортно учиться.

– Прежде всего нужен свет, желательно, чтобы он был и естественный, и искусственный. Между одним и другим учеником за партой должно быть пространство, тесноту нельзя допускать ни в коем случае, поэтому при рассадке детей учителю нужно учитывать, какой рукой ребенок пишет. Если левшу посадить за правую сторону парты, дети будут друг другу мешать. Обязательно нужны удобные и подходящие по росту стулья и парты для поддержания осанки, – рассказала педагог-психолог Гульжан Баишева. – В некоторых школах сейчас ставят шкафчики, куда дети могут положить портфель, спортивную форму или личные вещи и быть спокойными за их сохранность. Эта мера отличная, но такая возможность есть не во всех учреждениях образования. В любом случае, нужно что-то придумывать, вроде тех же крючков, на которые можно повесить сумку. Необходимо, чтобы портфель и прочие вещи не находились в учебном пространстве и не мешали ученику.

Правильная организация учебного процесса, чистота, уют и своевременный ремонт создают благоприятные условия и комфорт в школе, помогают детям усваивать знания. Как следует из одного из семи приоритетов стратегии «Казахстан-2050» – знания и профессиональные навыки – ключевые ориентиры современной системы образования. И школы должны быть полностью готовы, чтобы встретить учеников и повести их в эту самую страну знаний.

Полина ШКАРУБО,
фото Ларисы БОЖКО


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77