COVID-2019
в Казахстане



Вся информация здесь

106187

Выздоровевших

111492

Зарегистрированных случаев

3616

Зарегистрированных случаев в Костанайской области

1825

Летальных случаев

Наш Дом

Вместо таблетки – игра

С помощью развивающих игр можно не только научить ребенка считать и читать, но и победить болезнь

Психологи говорят, что игротерапия особенно полезна детям с гиперактивностью, нарушением внимания, рассеянностью, проблемами в развитии, агрессивностью, страхами, затруднениями при общении, а также является неотъемлемой частью лечения детей с аутизмом и ДЦП.

Ольга Жижко обратилась к игротерапии 11 лет назад, когда у нее родился ребенок с гиперактивностью.

– Нам ставили разные диагнозы, – вспоминает Ольга. – В Казахстане гиперактивность не признается. Все, что нам советовали врачи, – пичкать сына таблетками. Обратились к российским врачам, и нам посоветовали медикаментами не увлекаться: откажут почки. Тогда пришлось обратиться к игротерапии. Я на собственном опыте увидела результат. На 95 процентов игры поспособствовали усидчивости ребенка. Через игру мы изучали математику, учились читать, писать. В школу он пошел полностью подготовленным и про гиперактивность мы никогда не вспоминали. Сейчас закончили четыре класса гимназии им. М. Горького.

Теперь она помогает таким же родителям, как и она сама, справиться с проблемами в развитии и воспитании детей: Ольга занимается поставкой развивающих игрушек и настольных игр.

– К старшему сыну приходят друзья, и он сразу достает настольные игры. Их ничем не заменить, – уверена Ольга Жижко. – В эффективности игротерапии нам пришлось убедиться еще раз. Второй сын тоже родился с гиперактивностью, но у нас был большой опыт, поэтому мы сняли ее быстрее. Изначально с помощью настольных игр можно потренировать моторику, затем – координацию движений, после – логическое мышление. В нашем случае левое полушарие сына отставало в развитии от правого, поэтому были проблемы с речью. Но через игру удалось это скорректировать.

Для детей с гиперактивностью важно выработать усидчивость. Ольга говорит, что игру нужно подбирать так, чтобы ребенку было интересно. Важно не переусердствовать с настольными играми. Не давать несколько штук одновременно.

– Я советую приобретать игры раз в месяц, не чаще. Это интересно, ново, и игра не будет лежать без дела. Сейчас современного ребенка ничем не удивить, поэтому не ожидайте, что он в восторге самостоятельно будет играть. Нужно приложить к этому усилия и заинтересовать ребенка, – говорит Ольга. – Деток с аутизмом труднее заинтересовать, но если они увлеклись игрой, тогда будут улучшения. В работе с ребенком с ДЦП глубокой стадии делаем упор на тактильные шарики. Ко мне нередко приходят мамы детей с особенностями и говорят, что игры помогают им справиться с недугом. Самое главное со стороны родителей – не просто сунуть ребенку игрушку, чтобы он сидел и играл. Родитель должен быть заинтересован в процессе. Это большое терпение. Однако врачи предпочитают прописать таблетки и все. И мамы тоже идут по самому простому пути.

Ольга считает, что для детей с особенностями не так много центров реабилитации, а потому важно самим родителям работать со своим ребенком.

– Я своего младшего сына приучала к настольным играм постепенно, начинала с 10 минут в день. Включала соревновательный дух, говорила: «Кто выиграет? Ты или я?». А после как-нибудь поощряла. Всю семью подключала, потому что когда есть проблемы, приходится прибегать к помощи всех родных и близких. Постепенно выработала у ребенка усидчивость. Мы сейчас готовы к школе, час спокойно можем сидеть и решать, два часа играть в настольные игры.

Ольга говорит, что современные дети не хотят играть в настольные игры. Проблема общества – это гаджеты.

– Родители сами приучают, а потом страдают. Либо ребенок видит, что все играют, и тоже тянется за смартфоном. Но ни один гаджет не заменит живое общение со сверстниками и родителями. Главное, по ребенку подобрать игрушку. Берите многофункциональные игры, имеющие разные уровни сложности. В одной игре их может быть до 48. По мере роста ребенка игра усложняется. Тогда она может прослужить несколько лет.

Из игр на внимание Ольга рекомендует «Добль». Он стоит в пределах 700-2500 тенге. В варианте подороже имеется большее количество карточек и книжка с 12 вариациями игры. Суть в том, что нужно переворачивать по две карточки и находить на них общие предметы. Так вырабатываются усидчивость, зрительная память и внимание.

– Игра «Барабашка» на внимание тоже хорошо себя зарекомендовала. Речь мы развивали благодаря играм «Друг-утюг», «Кто я?». Хорош для интеллекта и «Доктор Эврика». Есть игра на память «Божья коровка». Она позволит справиться с такими проблемами, как дальтонизм, например. Просто учить цвета – скучно, а с помощью «Божьей коровки» – легко. Детей старшего возраста заинтересуют «УНО», различные объяснялки, игры на местности. Для веселья в компании друзей советую «Пирог в лицо».

Что касается малышей, то с полугода им можно давать грызунки для развития моторики, тактильные шарики на осязание. Чуть позже – различные рыбалки, крупные паззлы из дерева и плотного картона, мозаики, магнитные доски, музыкальные игрушки.

– Кто-то развивает ребенка по методу Монтессори – ничего лишнего. Кто-то покупает бизи-кубы. Тактильное и сенсорное лото очень полезны, они развивают осязание и импульсы в голове. Для детей важны ролевые сюжетные игры, к примеру, кухни, набор больничек. И то, что мальчики играют посудой, девочки машинками, в маленьком возрасте нормально. Они просто все хотят познать. То есть деревянные игрушки – с полугода. Игры по карточкам – с двух лет. Настольные – с трех лет можно спокойно играть, – говорит Ольга Жижко.

Сколько играть – зависит от ребенка. Можно 30 минут, можно дольше, если у ребенка есть интерес и желание.

– Если переусердствовать и делать все через «не хочу», то можно отбить охоту к развивающим играм. Все должно быть в меру. Но по опыту знаю, что дети с удовольствием возятся со всякими песочками: кинетическим, космическим. Их и врачи рекомендуют, благодаря им развивается моторика, вырабатывается усидчивость, снимается гиперактивность. А если моторика хорошо развита, то речь у ребенка более связная, он рано начинает говорить.

Совет от Ольги всем родителям, особенно тем, кто воспитывает деток с теми или иными нарушениями – набраться терпения.

– Мой старший сын практически не спал, было тяжело. Просто иногда казалось, что это никогда не закончится. Говоришь, а ребенок не понимает. Нужно большое терпение. Я сама пила успокоительные, но сыну не давала их. Наше терпение, труд и упорство дали свои плоды, поэтому не стоит отчаиваться. Времени у современного общества вообще не хватает. И на ребенка в том числе. Но так нельзя, потому что как аукнется, так и откликнется. Родители должны с ребенком разговаривать, играть. Не обязательно целый день с ним сидеть, можно после работы посвятить 20 минут совместной игре. Ребенок будет счастлив, расскажет, что у него наболело. Тогда он не замкнется, и между ним и родителями будет больше доверия.

Жанна КАЛИЕВА


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77