Социум

Слабость и цветы? Как бы не так! – как изменился наш мир благодаря сильным женщинам

Сегодня, когда заходит речь о Международном женском дне, большинство людей говорят о том, что это праздник мам, бабушек, девочек и женщин

Праздник цветов, слабости и женственности. Но давайте вспомним с чего все началось, и как борьба женщин за свои права повлияла на историю, философию, лингвистику и нашу повседневную жизнь.

С исторической точки зрения

В различных обществах роль женщины была разной и зависела исключительно от экономических факторов, считает доктор исторических наук, депутат областного маслихата Еркин Абиль.

– Начнем с того, что никакого матриархата не существовало. Это концепция умозрительная и опровергнута учеными. Первоначально все человеческие общества были патриархальными. Это связано с тем, что биологически существовало очень четкое разделение, и гендерные роли распределялись так же четко, – отмечает Еркин Аманжолович. – Ситуация меняется с появлением производящего хозяйства. Причем в обществах охотничьих и скотоводческих семейств роль женщины была традиционно выше, потому что они больше участвовали в производстве. Отсюда и легенды про амазонок. А в традиционно-оседлых обществах роль женщины была ниже, например, в Древней Греции и Риме женщину за человека не считали. Такая ситуация сохранялась вплоть до 19 века, до промышленной революции, которая очень сильно изменила место женщины в обществе, потому что она смогла сама без участия мужчины зарабатывать себе на жизнь и влиять на экономику.

Вслед за социальным статусом женщины изменился и юридический, тогда и зародился феминизм. Историки отмечают, что инициативы празднования Международного женского дня связаны не только с именами Клары Цеткин и Розы Люксембург. Уже с 1909 года в Америке начал отмечаться Национальный женский день. А Клара Цеткин предложила отмечать этот праздник ежегодно на второй международной конференции социалистов в 1910 году. Изначально его даже не отмечали именно 8 марта, он имел плавающее значение, но с 1914 года его начинают праздновать стандартно 8 марта.

– В советской России этот день совпал с событиями Февральской революции, здесь борьба за равенство женщин ассоциируется со свержением монархии. Вообще, в то время день свержения самодержавия отмечался 12 марта, но самый удивительный момент в том, что 8 марта для женщин советской России ассоциировалось с их участием в революции. А в газетах 20-х годов этот день рассматривался как праздник равноправия, когда женщины боролись за свои собственные права, – рассказывает профессор кафедры социально-гуманитарных наук и естественнонаучных дисциплин ФГБОУ ВО «ЧелГУ», кандидат исторических наук Сергей Самаркин. – В 1975 года ООН утверждает статус праздника как международного, все это сравнительно поздно, но можно отметить и целый ряд стран, которые уравняли женщин в правах в 70-е годы. Например, Лихтенштейн и Швейцария.

Так что, тот факт, что Международный женский день является праздником слабости – это всего лишь миф. Уже с исторической точки зрения мы понимаем, что 8 марта – дань многовековой борьбе женщин за собственные права: имущественные, социальные и политические.

Культурная составляющая

На протяжении всей мировой истории была, есть и будет одна система – язык. Изменения языка являются прямым отражением изменений в культуре. И феминизм, как выяснилось, оказал огромное влияние на нашу речь.

– Язык отражает жизнь такой, какой она была несколько поколений назад. Мы видим, что исторически мужчины доминирующий пол, а женщины должны подчиняться, и все это отразилось в языке. А потом случилось так, что жизнь изменилась, а многие вещи в языке остались прежними. Например, это пословицы и поговорки, которые, очень обидные для женщины – «баба с возу кобыле легче», «курица не птица, женщина не человек». Конечно, феминисткам это надоело. Но в разных странах феминизм повлиял на культуру по-разному, – рассуждает кандидат филологических наук, профессор кафедры филологии ФГБОУ ВО «ЧелГУ» Татьяна Котлярова. – Сейчас очень много говорят о проблеме так называемых «феминитивов» (формах слов женского рода от какого-либо занятия – прим. ред.). Но русский язык как-то не справляется с этой задачей, а, например, во франкоязычной культуре существуют формы женского рода практически для всех профессий и должностей.

О том, что язык – это отражение культуры и своего времени, говорит и активистка движения феминисток в Костанае Элина Каехтина. К слову, свою выпускную квалификационную работу она посвятила феминитивам.

– Я не согласна с утверждением, что феминитивы нарушают правила русского языка. Ведь язык – это не что-то фундаментальное, он динамически меняется под действием каких-либо факторов, – говорит Элина. – С точки зрения словообразования, феминитивы хорошо вписываются в русский язык. Первые феминитивы были еще в 16-18 веках, в русском языке даже есть словарь наименования женщин и устаревшие инфинитивы. Здесь речь больше идет о том, что феминитивы – это часть повестки феминизма, к которому в странах СНГ очень предвзятое отношение. И основная проблема именно в культурном аспекте.

По словам Элины, каждая женщина – феминистка, но не каждая это понимает.

– Если провести опрос среди женщин и спросить, хочет ли она, чтобы к ее мнению прислушивались, чтобы ее труд уважали, в том числе и домашний – стирку, уборку, глажку, готовку, чтобы по достоинству оплачивали все, что она делает, каждая женщина ответит положительно. А все вышеперечисленные вещи и являются повесткой феминизма, – считает Элина. – Феминизм позволяет женщинам отойти от общепринятого общественного мнения и со стороны посмотреть на себя, задать себе вопросы: кто я есть и чего хочу.

Мы видим, что и культурная составляющая тоже говорит о том, что Международный женский день создан для того, чтобы прекрасная половина человечества помнила, каким трудом женщины добивались признания своих прав.

Праздник женственности и красоты

Конечно, на сегодняшний день вопрос о правах женщин остро не стоит, поэтому 8 Марта и воспринимается большинством, как праздник женственности и красоты.

– Сейчас поднимаются вопросы пенсионного возраста для женщин, в обществе существуют такие понятия как правовая незащищенность женщин, но это скорее недоработки нашего законодательства. И решение этих вопросов не зависит от феминисток. Эти темы надо прорабатывать на законодательном уровне, – говорит руководитель творческой школы, вокалистка, лауреат различных международных и республиканских фестивалей, жена и мама Айсулу Туткушева. – В целом, в Казахстане у мужчин и женщин равные права. Конечно, есть семьи, где существует такой феномен, как вторая смена. Это когда женщина после полного рабочего дня приходит домой, где выполняет обязанности кухарки, няни, воспитателя. Но тут надо понимать, что женщины, когда начали бороться за свои права, сами попали в свою западню. Мы пошли в бизнес, стали занимать руководящие должности, работать наравне с мужчинами, а домашняя работа в понимании многих мужей и сыновей так и осталась женской. В Казахстане в этом вопросе еще большую роль играет национальный менталитет. Но я считаю, что и с этой проблемой женщины обязательно справятся. Тем более, что мы подаем друг другу положительные примеры. В моей семье не проблема, если ужин приготовит муж, а уборкой займутся дети. Все это индивидуально и каждой женщине просто стоит задуматься на эту тему.

Женщины, однозначно, стали сильнее, свободнее и увереннее в себе. И в современном обществе они легко могут позволить себе отмечать 8 Марта как праздник женственности и красоты, помня, что именно они изменили этот мир к лучшему.

Полина ШЕВЦОВА,
фото из открытых источников


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77