Или о том, что школьная медиация – действенный инструмент в защите прав детей
Школа – это срез общества, и для нее характерны разнонаправленные конфликты: между учениками, учителями и учениками, учителями и родителями. Разногласия бывают порой очень жесткими и чреваты травматическими последствиями для всех сторон. Как их решать? Можно ли прибегнуть к медиации в случае буллинга? Как не довести конфликт до полиции и суда? На эти и другие вопросы искали ответы директора, завучи, психологи из пяти школ области на обучающем тренинге по школьной медиации. Организатором выступил фонд «Жанашыр бол» по заказу управления образования Костанайской области.
– Мы реализуем проект «Организация деятельности медиативных школ». Надеюсь, что встреча будет продуктивной: поговорим, как создать центры медиации, будем разбирать конкретные кейсы, – подчеркнула председатель ОФ «Жанашыр бол» Сабина Распекова. – В ходе реализации проекта перед нами стоят конкретные задачи – создание с помощью метода школьной медиации и восстановительного подхода систему защиты, помощи и обеспечения гарантий прав и интересов детей всех возрастов и групп, внедрение новых форм, технологий и методов работы для решения конфликтов мирным путем, интеграция метода школьной медиации в образовательный процесс и систему воспитания, повышение эффективности социальной и психологической помощи, оказываемой детям, повышение квалификации педагогов школы по вопросам применения процедуры медиации в повседневной педагогической практике.
Тренером выступила Гульнара Азгушкарова. Она – тренер-медиатор РОО «Международный центр медиации».
Гульнара Кайдарбековна рассказала в общем об институте медиации, подчеркнув, что это метод, в основе которого лежит уважение к личности, добровольное участие и волеизъявление, свобода выработки и принятия решений, основывающихся на возможности защиты и удовлетворения интересов сторон при условии предоставления равных прав всем сторонам спора.
– Что касается школьной медиации, то это право ребенка на понимание, опора на ресурсы силы слова, а не попытка его заставить, – говорит Гульнара Азгушкарова.
Представителям Кушмурунской ОШ №2, Перелескинской ОШ, Житикаринской ОШ №4, Ильичевской ОШ, Мичуринской ОШ были даны конкретные кейсы из их преподавательской практики, которые решали коллеги. Например, девочка пришла в школу в белой куртке и кто-то одежду замарал кровью. Другое: сначала выясняли отношения два мальчика, при этом один из них задел честь родителей другого, конфликт продолжился уже между взрослыми. На дискотеке вне школы два мальчика не поделили девочку, между ними завязалась драка и т.д. Такие ситуации происходят постоянно.
– И здесь важно обучать детей медиативному подходу и основам медиации. Обучая детей умению разрешать конфликты с помощью такого подхода, мы учим их уважать себя, а также ценить и принимать другого. Мы способствуем проявлению у школьников чувства собственного достоинства, воспитываем ответственное отношение к своим действиям, поступкам и жизни в целом, – отмечает тренер.
То, что медиативный подход учит детей умению занимать и развивать активную жизненную позицию, принимая на себя ответственность за дальнейшее развитие собственного жизненного сценария, а также сознавая силу своего влияния на окружающий мир, согласились все участники тренинга. Важность медиации сегодня как никогда актуальна, это связано с развитием социальных сетей, их доступностью каждому.
Участники тренинга поделились своими впечатлениями.
Анель Испулова, психолог КГУ «ОШ №4», г. Житикара:
– Мы ежедневно решаем конфликтные ситуации в школе, при этом ранее не задумывались о медиации. Можно смело сказать, что нам освежили знания и теперь мы будем применять полученные знания на практике. Для себя я подчеркнула, что нужно обязательно вовлекать кого-то из родителей как медиатора.
Наталья Тулединова, директор Перелескинской школы, Денисовский район:
– Очень актуальная тема. И в этой ситуации очень важно научить детей умению правильно реагировать на конфликтные ситуации. Служба школьной медиации позволяет решить ряд психологических вопросов: возможность управлять школьными конфликтами и возможность использовать конфликты как воспитательную ситуацию, которая при правильной организации может помочь развитию школьников.
Ермек Галискаров, и.о. директора КГУ «ОШ №4», г. Житикара:
– Медиация, конечно, не волшебная палочка, которая мигом уладила бы все конфликты. Однако благодаря ей можно хотя бы в какой-то мере снизить уровень подростковой преступности. Можно разрешать споры и конфликты, не доводя их до более тяжких последствий. Это очень актуально для нашей школы. То есть у нас есть возможность на ранних стадиях помочь детям, чтобы они не стали преступниками или не попали в сложную жизненную ситуацию.
Марина Мурзахметова, методист ГУ «Отдел образования Ауеликольского района»:
– Я получила ответы на многие вопросы, в том числе как правильно построить медиацию в школе. Приобрела новые знания и практические навыки в области примирения, выстраивания межличностных отношений в детской и детско-взрослой среде.
Ерасын Казыбаев, КГУ «Мичуринская школа»:
– Научиться нормально выходить из конфликта, ссоры, обиды, чтобы это не перерастало в правонарушения – самое важное в школьной медиации. Помогать другим помириться – это многого стоит.
Напомним, проектная территория: Аулиекольский (Кушмурунская ОШ №2), Денисовский (Перелескинская ОШ), Житикаринский (ОШ №4), Карасуский (Ильичевская ОШ), Костанайский (Мичуринская ОШ) районы.
Айдар ЗАНГЕР
Фото Абиля ДОЩАНОВА
Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77