Костанай и костанайцы

Вслед за Тобольским мыслителем

Какие артефакты обнаружили костанайские археологи в годы Независимости

Наша область может гордиться предприятиями, культурой, спортом и, конечно, людьми, стоящими за всем этим. А еще историей. Вы знали, что на Костанайщине есть город-близнец Аркаима и что когда-то здесь жили древние арии?

Палатки, песни под гитару у костра, встречи закатов на Каратомарском водохранилище… Буквально в нескольких метрах – эпоха бронзы, история, которой уже четыре тысячи лет. Дипломированный историк, выпускница КРУ имени А. Байтурсынова Замзагуль Рахимова в свое время испытала внутренний трепет от прикосновения к древним находкам. В экспедициях на территорию водохранилища она участвовала дважды: на первом курсе во время обязательной практики и на третьем уже по своей инициативе.

– Я, городская девчонка, даже не умела держать лопату, – признается Замзагуль. – А уже через несколько дней научилась пользоваться обычной и штыковой, мастерком, щетками – все эти инструменты помогают в раскопках. Освоиться мне, как и другим студентам, помог Андрей Викторович Логвин – замечательный археолог и человек.

В экспедиции, рассказывает наша героиня, свои порядки. Завтрак ровно в девять, до этого нужно успеть совершить все утренние процедуры. До обеда – два-три часа на раскопках, затем отдых, а после того, как спадает жара, – снова археологические работы. Все девушки хотя бы по одному разу похозяйничали на своеобразной кухне, готовили даже баурсаки! А парни тем временем добывали дрова для самовара и вечерних посиделок у огня.

Но главное в таких поездках не романтика, а кропотливый труд. Чем аккуратнее будешь с предметами, которые пролежали в земле несколько тысяч лет, тем будет больше информации о жизни пращуров.

– Во время второй экспедиции я, к сожалению, ничего не нашла, а в первый раз в одном из погребений обнаружила практически целый керамический сосуд, – рассказывает девушка. – Держала его в руках и испытывала смешанные чувства: удивление и восхищение, гордость и волнение. Благодаря этому бесценному опыту я утвердилась в решении стать археологом.

Россыпи древности

Если посмотреть на карту области, то она испещрена археологическими памятниками. Районы Карабалыка, Лисаковска и Айета, Житикары, Амангельды, Аркалыка – работы здесь непочатый край. Если вести речь о костанайских специалистах – сотрудниках лаборатории при КРУ имени А. Байтурсынова, то они исследуют памятники каменного века, эпохи бронзы, раннего железного века и средневековья. Спасение артефактов на разрушающихся памятниках – тоже их миссия.

Раскопки, о которых говорит Замзагуль, как раз носили статус спасательных: вода разрушила часть захоронений, смыла артефакты. Ранее в экспедиции на водохранилище постоянно выезжала археолог, научный сотрудник областного музея Алина Колбина.

– Мы занимались халвайской группой памятников, это синташтинское время – период развитой бронзы, XVIII-XVII века до нашей эры. Курган дал очень интересный материал: например, это погребальные камеры, которые изготовлены из больших бревен, проконопаченные мхом. Мы столкнулись с таким впервые, обычно копали грунтовый могильник – Жангельды, Бестамак. Также это керамика с орнаментами в виде солнца, которому поклонялись арии. У них были очень распространены солярные знаки, – объясняет археолог.

Люди, населявшие эти земли четыре тысячи лет назад, верили в загробную жизнь и тщательно готовились к ней. Об этом говорят находки: мужчинам клали нож, топор, наконечники копий и стрел. На берегу водохранилища костанайцы нашли и детское захоронение: игрушек в могильнике не обнаружили, зато на перекрытии лежал скелет собаки.

Через руки археолога прошел каждый экспонат, который сегодня хранится и в музее, и в лаборатории при университете: она зарисовывала сосуды, оружие, украшения, останки, найденные в могильниках. Успела поработать и с основателем лаборатории Виктором Логвиным, и с его сыном.

Пока хозяева лаборатории Андрей Логвин и Ирина Шевнина в экспедиции, мы, чудом дозвонившись до них, получили разрешение прикоснуться к истории. В лабораторию отправились с Алиной Колбиной и ее гостьей Эммой Усмановой – научным сотрудником Сарыаркинского археологического института при КарГУ им. Букетова и куратором Лисаковского музея истории и культуры Верхнего Притоболья.

Ровесники пирамид

Святая святых многих поколений археологов – это небольшая комната, всего несколько квадратных метров. Но концентрация истории здесь зашкаливает. На полках расставлены сосуды разных периодов, здесь же коробочки из-под конфет, чая или парфюма – в них покоятся артефакты разной сохранности, которым еще предстоит пройти лабораторную обработку. В центре на столе в больших коробках артефакты, найденные в этом году на памятнике Береговое – это противоположный от Халвая берег Каратомарского водохранилища. В глиняном сосуде под завязку земля и песок, корешки. И только диву даешься, когда осознаешь, что эта находка создавалась примерно в одно время с египетскими пирамидами. А ведь есть еще более древние!

Наша провожатая достает с полки металлический, с зеленцой, казан внушительного размера. С одного бока его насквозь проело время.

– Находка уникальная – третье тысячелетие до нашей эры. Подобных котлов не обнаружено, и это наводит на предположения о миграции синташтинцев, – говорит археолог.

Перед уходом замечаю на двери календарь с изображением Аркаима и Тобольского мыслителя, которого в России знают как Человека, смотрящего в небо.

– Получается, что нашего мыслителя сделали брендом Аркаима! – с ноткой протеста говорит собеседница. – Сколько мы ни писали, а все без толку. Дело в том, что найденную еще полвека назад возле Мичурино фигурку обрабатывал челябинский археолог Зданович – территория же тогда была единая, советская. Это он позже раскрутил Аркаим.

К слову, у нас есть брат-близнец разрекламированного города ариев, он обнаружен в Денисовском районе у села Первомайское и относится к так называемой «Стране городов». Всего таких городищ около 20 и все указывают на то, что урало-казахстанские степи были местом развития древнейшей цивилизации.

Когда горшок дороже золота

Три жарких недели июля в окрестностях Лисаковска работала группа археологов: искатели древностей исследовали Новоильиновский могильник. Он был открыт 10 лет назад, и специалисты по сей день находят там новые захоронения.

Заведовала процессом раскопок Эмма Усманова, которая рассказала корреспонденту «НК», что Новоильиновский могильник носит поистине транскультурный характер: там встречаются памятники эпохи бронзы, железа и более поздних вплоть до современности. Когда-то андроновцы выбрали это место для погребения, за ними последовали их потомки, сарматы.

– Удивительно, как сарматы не потревожили андроновское поле, построив свой курган. Как они это все чувствовали и понимали пространство! – делится впечатлениями Эмма Усманова. – Мы раскопали курган сарматского времени, который относится примерно к III-II вв. до н.э.

Чем интересен «вскрытый» археологами в июле 2021 года некрополь? Во-первых, там было найдено захоронение женщины и девочки лет 10-ти. Во-вторых, видна разница между могильниками андроновцев и сарматов: у последних он более закрытый, чтобы сохранить содержимое тайника от чужих глаз.

В погребении женщины нашли пряслице, поэтому условно назвали ее ткачихой. Поразительно, но около пяти лет назад в этом же могильнике была обнаружена и андроновская ткачиха: при ней были вязальный крючок и приспособление для шитья.

– В детском погребении мы нашли выкладку из суглинка, сделанную в виде человека. Но мы не смогли взять ее монолитом, потому что суглинок очень хрупкий, он развалился, но хорошо все зафиксировали, – отмечает археолог. – Также мы нашли сосуд-пришелец, который попал к нам с берегов Сырдарьи. Ручка имеет кошачью форму, сам сосуд дважды ремонтировался. Значит, его берегли, и он имел ценность! Для нас такие находки дороже золота.

Еще археологи нашли хорошо сохранившиеся горшки и бусину из кальцита. Все это пополнит коллекцию Лисаковского музея.

Экспедиция проходила в рамках четвертого международного фестиваля древних технологий и культурных коммуникаций Desht-Thor имени Тура Хейердала. В этом году, как и в предыдущем, он состоялся онлайн и объединил любителей древности со всего мира.

Неизведанный край

На археологической карте Торгая еще много белых пятен – об этом не устают твердить костанайские специалисты. Они как раз сейчас находятся в этом уникальном месте: выиграли грант Министерства образования и науки, и на самых южных территориях Костанайской области исследуют эпоху неолита. Это окончание каменного века, то, что было восемь (!) тысяч лет назад. Ждем костанайцев с новыми артефактами, которые станут главным подарком ко Дню археолога.

Елена НОВАК,
Татьяна НАЗАРУК


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77