В прошлом году рынок отметил свое семидесятилетие. Его рассвет пришелся на конец 80-х-начало 90-х. В конце 2017 года «Наримановка» сменила собственника, коим стало СПК «Тобол», сразу объявившее, что рынок ждет модернизация, и на его территории появится современный крытый павильон.
Тогда это заявление вызвало большой резонанс среди арендаторов торговых точек. Люди возмущались, что их бизнесу будет нанесен ощутимый урон, что они растеряют клиентов (как в воду глядели), но собственник уверял, что на время стройки всем предоставят временные места, а затем вновь вернут в обновленный павильон, где будут созданы все условия для комфортной торговли, появится удобная парковка. Вот только громкие заявления так и повисли в воздухе, а рынок меж тем начал медленно угасать… Новость о временном закрытии рынка, растиражированная в СМИ, привела к необратимым процессам: многие арендаторы все же решили не ждать часа Х и съехали, покупатели, решив, что Наримановка и вовсе закрыта, перестали сюда приезжать за покупками.
О том, как живет и выживает рынок в нынешнее время, узнали корреспонденты «НК».
«Мы все еще работаем!»
Мы наведались сюда в будний день. На рынке тишина, изредка встречаются покупатели, большинство точек закрыто.
– В рабочие дни рынок выглядит пустым, в выходные тут более оживленно, но не так, как в былые времена, когда тут все кипело, и торговля шла очень бойко, – рассказывает и проводит для нас экскурсию председатель актива торгующих Венера Зенченко. – До 2018 года у нас было 1200 бутиков, и на рынке работали около двух тысяч человек. Сейчас осталось 600 мест и всего 500 арендаторов. Некоторые из них имеют по несколько точек. Для тех, кто остался, рынок – это второй дом. Тут прошла наша жизнь. Конечно, мы изо всех сил стараемся сохранить свое дело, поставщиков и клиентов.
Венера Зенченко работает на рынке уже 27 лет. И таких, как она, на Наримановке немало. Председатель актива провела нас к еще одному старожилу – Евгению Целоусову. Пенсионер старательно убирает ломом лед возле своего бутика с обувью, коротая время в ожидании покупателей.
– Мы с супругой пришли на рынок в конце 80-х, – говорит Евгений Семенович. – Открыли точку, построили бутик. И за эти годы вложили много сил, денег в свое дело. В хорошие времена у нас было три бутика, а теперь остался один. Сейчас заказываем товар, только чтобы продержаться на плаву. А в 90-е годы «Наримановка» была для многих золотой жилой. Предприниматели зарабатывали так, что хватало средств на покупку квартир и машин. Теперь едва хватает на жизнь. Молодые предприниматели разбегаются, ищут для себя лучшие условия.
Идти между рядами непросто, всюду ледяные кочки и ухабы. Днем с крыш капает, а ночью все замерзает. Персонал и владельцы бутиков не успевают убирать лед. Поразила безмолвная площадь, где когда-то торговали коврами. Территория нынче пустует: предприниматели, раньше работавшие здесь, съехали с рынка, перебравшись в собственные магазины в центре города. За ними потянулись и остальные, оставляя свои наработанные годами точки.
После посещения рынка осталось гнетущее впечатление, что он доживает свои последние дни.
Обещали, но не построили
20 лет Наримановским рынком руководил ФК «Тобол». Предприниматели вспоминают те времена с благодарностью. Говорят, что на рынке царил порядок, кипела работа. С приходом нового собственника СПК «Тобол» ожидались глобальные перемены, на встречах с предпринимателями подчеркивалось, что до 2020 года в Казахстане не должно остаться ни одного уличного рынка, поэтому будет возведен крытый павильон. Вот только финансирования всем этим обещаниям не нашлось, как и реализацию того самого пункта о повсеместных крытых Правительство РК отложило до 2025 года.
– На сегодняшний день СПК не рассматривает вопрос о строительстве крытого рынка из-за переноса требований, – отмечает руководитель Департамента управления активами СПК «Тобол» Азамат Бекберген. – Но Наримановский рынок продолжает работать в штатном режиме. Мы со своей стороны предпринимаем все, чтобы его сохранить. Несмотря на то, что произошел отток предпринимателей (в 2018 году – 774 договора аренды, в 2021 – 619), и наши расходы по содержанию рынка не уменьшились, мы не сократили наемных работников. У нас по договорам работает технический персонал, который облсуживает рынок. В прошлом году, во время карантина, мы на семь месяцев освободили предпринимателей от арендной платы и за свой счет содержали рынок. К слову, у нас самая низкая аренда – 1313 тенге за один квадратный метр. Кроме того, действуют гибкие условия для бизнесменов и система скидок.
При этом представитель СПК «Тобол» добавляет, что на рынке хватает системных проблем. Например, этой зимой корпорация вывезла в два раза больше снега, чем в прошлом году. А это дополнительные расходы. Сейчас ведется планомерное очищение территории рынка от наледи.
– И, конечно, мы стараемся призвать предпринимателей работать ежедневно, чтобы рынок оставался на плаву, – акцентирует Бекберген.
Карантин не прошел бесследно
Безусловно, свой ощутимый удар по Наримановскому рынку нанесла пандемия. И это для многих стало еще одним решающим моментом, чтобы полностью отказаться от бизнеса.
– Я торгую обувью на «Наримановке» 11 лет. В хорошие времена у меня было четыре бутика, сейчас осталось два. Я распродаю товар и планирую закрыть бизнес, – рассказала Юлия Красота. – Проблемы навалились, как снежный ком. Сначала история со строительством крытого рынка. В прошлом году – пандемия. Мы 1,5 месяца не работали. Конечно, пока был карантин, с нас не брали денег за аренду, но с 25 февраля мы снова стали оплачивать арендную плату. За два бутика у меня выходит 26 тысяч тенге. Но и эта сумма бьет по карману, потому что покупательская способность упала в несколько раз. Торговли почти нет.
Предприниматели понимают, что рано или поздно Правительство примет решение сделать все рынки крытыми, но строительством торгового павильона на территории «Наримановки» ситуацию уже не спасти.
– Комфортные условия торговли – это хорошо. И никто бы из предпринимателей от них не отказался. Но строить надо было три года назад, сразу же, как только зашла речь об этом, – говорит Юлия. – Предприниматели бы переждали период стройки и вернулись бы все до единого в крытый рынок, и уже бы наладили торговлю. А сейчас разворачивать строительство на «Наримановке» бессмысленно, бизнесмены не придут, и клиенты не вернутся. Недаром говорят, дорога ложка к обеду.
При этом у «наримановцев», которые всей душой радеют за свою «малую родину» и с болью в сердце воспринимают упадок рынка, есть предложение. Венера Зенченко отметила, что властям города и СПК «Тобол» стоит рассмотреть вопрос строительства единого крытого рынка на территории «нижней оптовки» (собственником этого рынка тоже является СПК – прим. авт.) и там выделить места желающим предпринимателям. Это позволит объединить все рынки в одном месте, сделать место торговли цивилизованным и создать равные условия для всех торговцев. Кроме того, такой исход позволит достойно завершить историю Наримановского рынка.
Ольга ГОРАЙ
Фото Абиля ДОЩАНОВА
Справка «НК»
Наримановский рынок открылся 24 сентября 1950 года. До тех пор в районе Наримановки не было ни одного рынка. Чтобы купить продукты и промышленные товары, жители отправлялись за десятки кварталов на единственный городской рынок.
Работа «Наримановки» началась с шести-семи ларьков и открытых столов, где в будние дни продавали овощную продукцию. На рынке также имелись промтоварный и продуктовый киоски горсмешторга, но товаров широкого потребления в них не было. К открытию торговых площадей управление рынками не заключило ни одного договора с колхозами по завозу сельскохозяйственной продукции на рынок. Не торговали своими товарами на рынке и большие артели. И лишь постепенно были предприняты меры к оживлению работы нового рынка и привлечению торговцев.
Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77