Костанай и костанайцы

Закон не объедешь

Владельцам «праворулек» с армянским учетом, похоже, придется разобрать своих коней и продать по запчастям

Это, пожалуй, самый дешевый вариант, поскольку переоборудовать эти машины можно только в самой Армении, что, конечно, сильно ударит по карману.

Многие авто с армянским учетом оказались в «подвешенном» состоянии. К слову, сами водители к солнечной кавказской стране не имеют никакого отношения, при этом их машины зарегистрированы именно там. Автомобили из горной республики составляют знатное количество на дорогах Костаная, незначительно уступая по числу лишь машинам с российским учетом.

Бум завоза в нашу страну автомобилей с армянским учетом пришелся на 2019 год. Но первые ласточки прилетели к нам еще в 2017-м. По неофициальным сведениям известно, что тогда в РК привезли порядка 500 таких машин, а вот сегодня по дорогам республики колесит уже порядка 20 тысяч. И Костанай не стал исключением.

В целом смысл покупок машин из Армении всем понятен. Это, в первую очередь, относительно недорогой автомобиль хорошего класса, который, будучи на казахстанском учете, по карману далеко не каждому. Как правило, большим спросом у наших граждан пользовались машины японских марок, а также европейских и американских, сборка которых отличается высочайшим качеством. При этом особенно популярными стали праворульные минивены, которые с удовольствием покупались как для семейного пользования, так и для пассажирских перевозок.

Но музыка, как говорится, играла не долго, и уже с 1 февраля этого года ввоз машин в Казахстан подобной схемой был запрещен. Те автомобили, что были пригнаны ранее, обязали поставить на местный учет до 1 сентября. И хотя стоит такая процедура не слишком дорого – всего 11 946 тенге, в ситуации с регистрацией не все так однозначно, как может показаться на первый взгляд.

В ТУПИКЕ

Когда в Казахстане начался бум перегона машин из Армении, предприимчивые соотечественники стали на этом неплохо зарабатывать – за раз скупали несколько авто в горной стране, и, оформляя их там на себя, успешно реализовывали здесь новым владельцам по страховке. Как раз таки тем, кто и приобрел машину по такой схеме, теперь приходится изрядно суетиться – нужно найти юридического хозяина машины и уговорить его помочь перерегистрировать авто на наш учет.

В такой ситуации оказался костанаец Евгений Щелкалин, купив в 2019-м Toyota Alphard по страховке у посредника.

– Не могу найти юридического хозяина машины, его телефон отключен, по адресу прописки не проживает. На машине не передвигаюсь с 1 сентября, так как боюсь, что ее поставят на штрафстоянку, а забрать ее оттуда будет практически невозможно без официального владельца. Если я его не найду, боюсь, придется продать машину по запчастям, а ведь покупал я ее недешево – за три миллиона тенге, – рассказывает молодой человек.

У Олега Потапова история еще круче – у него аж четыре автомобиля, состоящих на армянском учете.

– Я рискнул купить несколько машин подряд, так как занимаюсь предпринимательской деятельностью. На этих авто обычно ездил мой персонал. Переоформить я их не могу, поскольку посредники, на которых они зарегистрированы, отказываются помочь в оформлении желтых номеров. Однако готовы пойти навстречу лишь за дополнительную плату – требуют за один автомобиль 500 тыс. тенге. В общем, хотят навариться еще раз. Сейчас машины просто стоят, никто на них не ездит, ведь по закону на авто с армянскими номерами уже нельзя передвигаться, – поведал свою историю предприниматель Олег Потапов.

С особыми проблемами при постановке на казахстанский учет не сталкивается только тот, кто сам пригнал машину из Армении и оформил ее на себя.

Но, впрочем, пройти перерегистрацию, уверяют специалисты, может и тот, кто не является юридическим хозяином авто. Сделать это можно через департамент полиции.

УЛЬТИМАТУМНАЯ СИТУАЦИЯ

Но если с перерегистрацией машин ситуация более или менее решаема, то как быть с «праворукими» автомобилями, совсем уж непонятно. Эта проблема плавно вытекла из первой. Дело в том, что с 2009 года в Казахстане запрещены машины с правым расположением руля. Но! Здесь стоит пояснить, что в эксплуатацию допускаются лишь те, что поставлены на местный учет до 2009 года, а поскольку армянские авто зарегистрированы в другой стране, это правило на них как бы не распространялось. Но теперь ведь все стало по-другому. Как только владелец автомобиля из Армении перерегистрирует его, он тут же станет вне закона.

За последние три года из Армении к нам прибыло более трех тысяч «праворулек», причем сотни из них колесят по дорогам Костанайской области. При этом в МВД их категорически отказываются регистрировать, ведь согласно Закону о дорожном движении, в РК запрещена первичная регистрация праворульных авто. Помимо этого есть еще регламент Таможенного союза, по которому выпуск праворулек в обращение запрещен. С такими автомобилями вопрос остается открытым. Чтобы решить проблему, владельцам зарубежных иномарок необходимо переоборудовать руль с левой стороны на правую в самой Армении. Понятно, что влетит такая процедура в копеечку. Стоимость подобных работ оценивается в 600-800 тысяч тенге. Плюс ко всему нужно проделать огромный путь туда и обратно, что также обойдется очень даже недешево.

В Костанае почти нет специалистов, которые смогут взяться за столь сложную работу. К тому же даже после переоборудования машины в РК нет никаких гарантий, что ее примут на учет.

Каждая ввезенная машина подлежит испытаниям в лаборатории, по результатам которых будет составлен протокол проверки безопасности конструкции транспортного средства. Если все будет в соответствии с требованиями, автовладельцу выдается сертификат, с помощью которого он сможет поставить свою машину на казахстанский учет с желтыми номерами. В Костанае проверки авто проводит филиал Национального центра экспертизы и сертификации (АО «НаЦЭкС»).

– Все машины, прошедшие у нас сертификацию, а их более 300, ранее были переоборудованы в Армении. При этом у нас есть разрешение на проверку только тех автомобилей, которые были переоборудованы до ввоза в Казахстан. Если в техпаспорте указано, что у машины руль с правой стороны, мы такое авто не принимаем на проверку. Стоимость сертификации 25 тысяч тенге. В СТРК (стандарт РК или по старому ГОСТ) есть пункт, в котором говорится, что любое переоборудование проводится с согласования с уполномоченным органом в области дорожного движения, но наш уполномоченный орган отказался выдавать согласование на машины, которые не зарегистрированы в РК. По тем автомобилям, которые переоборудованы здесь, никакой информации у меня на данный момент нет, – сообщил специалист АО «НаЦЭкС» Даулетхан Дарменов.

Есть, конечно, у владельцев праворулек из Армении еще варианты. Среди них – вывезти такое авто за пределы нашей страны и продать его, к примеру, в той же Армении, либо просто разобрать и продать на запчасти.

КОГДА УЧЕТ В ЗАЧЕТ

В Костанайской области находится 763 автомобиля из Армении. По состоянию на 1 сентября, зарегистрировано 496 автомобилей с армянскими номерами, при этом 116 из них с перекинутым рулем.

Очевидно, что не все владельцы автомобилей из Армении по тем или иным причинам смогут поставить своих железных коней на казахстанский учет. Машины вне закона, которые продолжат гонять по улицам Костаная, отправятся на штрафстоянку.

– Всего на штрафстоянке 800 мест. На сегодняшний день здесь припарковано чуть больше трехсот авто. При этом из них всего шесть с армянскими номерами, 70 – на российском учете и одна – из Евросоюза. Машины из Армении стоят у нас уже не первую неделю. Именно с 1 сентября еще никаких машин с армянским учетом к нам не пригоняли, – прокомментировал начальник штрафстоянки Владимир Денисов.

При этом мужчина отметил, что около 30 машин с российским учетом арестованы уже давно и просто ржавеют. Хозяева не торопятся их забирать, так как зачастую штрафы, числящиеся за этими автомобилями, превышают стоимость самой машины, а значит, о ней проще и дешевле просто забыть. Нередки случаи, когда горе-водители, совершившие ДТП на российских машинах, бросают их на месте аварии и скрываются, ведь водителя в таком случае очень сложно установить. В разбитом состоянии с мест происшествия их привозят буксиром или эвакуатором.

– Ситуации тех, кто не успел поставить свой автомобиль на казахстанский учет в установленные сроки, будут рассматриваться индивидуально, причины будут выясняться, – сообщили в пресс-службе ДП Костанайской области.

Те, кому беспрепятственно удалось зарегистрировать свои автомобили, теперь могут полноправно колесить по любым дорогам, наслаждаться качественной сборкой своего железного коня и, соответственно, комфортной ездой. Единственное, чего не смогут автовладельцы, это перепродать, подарить или заложить под залог свою машину в банке.

Асхат НУРТАЗИН

Фото Абиля ДОЩАНОВА


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77