Костанай и костанайцы

Жизнь человека во время пандемии весит от 80 до 240 килограммов в сутки

Масса зависит от состояния тяжести больного, а значит, и от количества необходимых кислородных баллонов.

Ежедневно в Костанайскую городскую больницу их привозят десятками и даже сотнями. Сегодня эти емкости, в обычное время используемые при газосварочных работах на производствах, стали крайне необходимыми в медицине. Каждый баллон может спасти чью-то жизнь, каждый глоток воздуха на вес золота, а вес у него, между прочим, очень даже приличный… В этом лично убедились корреспонденты «НК». Асхат Нуртазин и Рамиль Сергазинов решили внести свою лепту в помощь медперсоналу горбольницы и ее пациентам, примерив чужую шкуру, – шкуру волонтера ОФ «Жанашыр бол».

Скажу честно: когда я получил редакционное задание отправиться в городскую больницу разгружать машины с кислородными баллонами, испытал страх, и даже не столько страх физического труда, сколько страх заразиться коварным вирусом. Но любопытство взяло верх. Начитавшись в соцсетях скептических комментариев о том, что вся эта идея заведомо провальная, ведь за бесплатно в нашей жизни никто и пальцем не шевельнет, мне стало интересно: кто же он, современный человек, – бездушное существо, или же, наоборот, самоотверженная личность, готовая протянуть руку помощи нуждающимся. С такими мыслями субботним утром я отправился на совершенно новую для меня работу. Как и положено, в 9 утра, я стоял у входа в городскую больницу. Рядом со мной еще с десяток таких же – желающих сделать что-то очень важное и полезное для общества. У каждого своя история, свой мотив, подтолкнувший прийти сюда даже в выходной день. Стоит отметить, что некоторые инициативные граждане, среди которых, кстати, много известных в Костанае личностей, участвуют в погрузочных работах уже более десяти дней. Несмотря на сильную жару, они неустанно по несколько часов подряд выгружают и загружают кислородные баллоны. И так каждый день.

За полчаса до приезда первой ГАЗели от уже видавших виды волонтеров я узнал, что моя работа не столь опасна, как мне думалось в самом начале. Дело в том, что здание больницы разбито на две зоны – грязную и чистую. Кислородная станция, где работали волонтеры, относилась ко второй, то есть прямого контакта с больными не было, а значит, и шанса заразиться коронавирусом. На душе как будто полегчало.

В 9:30 приехала первая ГАЗель, в ее кузове 20 баллонов. Двое парней принялись выгружать их из машины, те, кто стоял на эстакаде, заносили баллоны в помещение, а медтехник их тут же подключал к специальным медным трубкам, через которые кислород распределяется по больничным палатам. По сути, эта станция является легкими всей лечебницы, частота вдохов которой напрямую зависит от помощи волонтеров.

– Эта станция построена в 1978 году. В 90-е годы тут многое было расхищено: медные трубки, провода… Такое уж было время – время разрухи. Из-за этого долгие годы приходилось ставить баллоны в каждую палату, но, к счастью, в 2013 году эта станция была восстановлена, и отсюда снова начал подаваться кислород в больницу, не обременяя санитаров и медсестер.  Правда, сейчас ситуация как никогда тяжелая. Если раньше мы ставили здесь всего шесть баллонов, которых легко хватало на сутки, то сейчас этого количества едва хватает всего на два часа. То есть кислородных баллонов стало нужно в 12 раз больше! В среднем в сутки мы ставим не менее 80-ти баллонов. Нужно все время находиться на станции, мы работаем посменно – сутки через сутки, раньше было не так… Сами баллоны заправляются на агро-механическом заводе, стоимость одного куба кислорода 300 тенге, в одном баллоне шесть кубов, то есть цена заправки одного баллона – 1800 тегне за штуку. – Рассказал инженер по охране труда и ТБ Костанайской городской больницы Сергей Чепрасов.

Учитывая такие расчеты, в сутки на необходимое количество кислорода только для пациентов городской больницы тратится около 200 тысяч тенге. Эти деньги выделяются из бюджета.

Как только мы закончили с первой прибывшей партией наполненных кислородом баллонов, стали грузить в ГАЗель пустые. Когда машина уехала, я даже не успел перевести дух, как приехала следующая.

Работа, я вам скажу, очень и очень тяжелая. Только представьте – вес полного баллона 80 кг, пустой тары – 65-70 кг. Вскоре на кистях моих рук появились царапины. Но виноват, конечно же, сам. Зря я не послушал опытных товарищей и сразу не надел перчатки. Но что такое ссадины в сравнении с тем неприятным ощущением, когда начинает ныть поясница. В какой-то момент хотелось бросить эту затею – придумать отговорку и уйти, но оглянувшись и увидев, как стойко выдерживают все тяготы работавшие в этот день рядом со мной мужчины, мне стало неловко, и я вновь принялся за дело.

Такая же работа кипит и в областной больнице, а также в поликлинике №4, куда приходят фуры с медикаментами и СИЗами. Среди неравнодушных костанайцев есть и женщины, которые наравне с мужчинами таскают тяжелые коробки.

У всех волонтеров, трудящихся в Костанайских медучреждениях, разный социальный статус и разные профессии, но объединяет их одно – желание помочь своим соотечественникам, заболевшим COVID-19, справиться с недугом.

– Здесь я только второй день. Слава Всевышнему, я здесь не один такой, отрадно видеть, что есть люди, которым небезразличны судьбы их сограждан. Я тоже переболел COVID -19, а буквально вчера из областной больницы выписали мою мать. Ей 83 года, и она смогла победить болезнь. Лечение проходило тяжело, первые восемь дней она лежала без сознания под аппаратом ИВЛ, но потом ей стало лучше. В нашей семье была бескрайняя радость, что она выздоровела, я этим очень воодушевлен. Я видел врачей, которые самоотверженно бились за моих родственников, считаю их настоящими героями! А потому решил помочь и им, и тем, кто болеет, – поведал свою историю волонтер Асхат Мурзахметов.

В благом деле участвуют от мала до велика – самому юному волонтеру оказалось 17 лет, а самому взрослому – 56. Но в основном это мужчины средних лет – 30-40 лет.

– Я увидел видеообращение Саята Шаймурунова (и.о. руководителя управления по делам молодежи) в Instagram и решил хоть как-то помочь людям. Тем более сейчас я нахожусь в отпуске. Хожу сюда как на работу каждый день, – пояснил молодой доброволец Асет.

Асет – один из активных волонтеров и один из самых опытных. Он рассказал мне, что на одного тяжелобольного в день уходит до трех кислородных баллонов. При этом сейчас в городской больнице 250 пациентов. То есть как минимум столько же баллонов в сутки нужно лечебному учреждению. Однако наблюдательный молодой человек утверждает, что в последние дни кислородных баллонов в больницу стало поступать меньше, чем неделю назад. И что это связано с тем, что ситуация начинает немного стабилизироваться – тяжелых больных становится меньше, и, соответственно, сокращается и потребность в кислороде.

В субботний день за четыре часа мы разгрузили пять рейсов, – выгрузили из ГАЗели 100 полных баллонов и загрузили столько же пустых. После того, как дело было сделано, меня охватило чувство выполненного долга, наступила приятная усталость. Оказалось, что выгруженных нами баллонов пока достаточно на ближайшие пару дней, и в воскресенье нам дали выходной. А значит, было время отдохнуть и все хорошенько обдумать. Чем я и воспользовался, а в понедельник вновь вернулся в городскую больницу, но уже по собственной инициативе, так сказать, по зову души. Тогда я заметил, что большинство присутствующих – те, что были и в прошлый раз.

Среди волонтеров даже образовался свой костяк примерно из десяти человек, которые приходят сюда изо дня в день. Новых помощников очень мало. И это наводит на определенные мысли – все-таки помочь ближнему безвозмездно готов далеко не каждый.

Надо сказать, что в понедельник работы было куда меньше, чем в субботу. В основном мы занимались загрузкой пустых баллонов в машину, полных понадобилось меньше – всего их привезли 30. Наши догадки, похоже, подтвердились. Ну, а чтобы подкрепить их официальной информацией, я решил поинтересоваться у главного врача горбольницы Данияра Джандаева об общем состоянии пациентов, находящихся в провизорном стационаре. Но, к сожалению, не застал его на месте. В это время он делал обход и знакомился с персоналом, поскольку только-только вступил в должность. Как мне удалось выяснить, прежний руководитель больницы Женисбек Бапанов был вынужден покинуть свой пост по состоянию здоровья.

Что ж, не став дожидаться главврача, я покинул больницу с переполняющим чувством оптимизма. Все-таки добрые дела способны окрылять человека.

А вы готовы пожертвовать своим временем и силой ради других? Все желающие помочь могут прийти на автостоянку Костанайской городской больницы к 9:00 в любой день. При себе необходимо иметь маски и перчатки. Доброго вам здоровья!

Асхат НУРТАЗИН

Фото Рамиля СЕРГАЗИНОВА


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77