Наш город

Одежда, как способ самовыражения

Малика Тюлемисова: «Национальная мода – часть патриотизма»

Известный костанайский дизайнер – о том, как должна выглядеть казахстанская женщина.
Малика Тюлемисова создала свое ателье мод «Султан» в далеком 1993 году. С тех пор повидала многое и шила для многих.

Но сегодня на одежде ателье «Султан», сшитой по собственноручно разработанным промышленным лекалам, красуются национальные орнаменты. Именно красуются – не кричат, не выделяются своей вычурностью и подчеркнутым фольклором. Малика Галымжановна шла к этому долго. Но результат того стоит: ее наряды с казахским колоритом можно носить и в пир, и в мир.

– Вопрос национальной моды – для меня лично проблема номер один, поскольку мы, называя себя независимым Казахстаном, должны обладать не только знаниями государственного языка. Люди стремятся ощущать себя частичкой своей страны. Да, власти делают многое для изучения казахского языка, но для внешней идентификации народа Казахстана делается очень мало, – говорит Малика Тюлемисова. – А народ ведь проснулся, и самосознание обозначилось. Поэтому есть проблема для нашей страны не менее важная, чем продвижение государственного языка в массы. Частичка нашей духовной составляющей – внешний вид. На то, как и во что мы одеты, смотрят граждане других государств. И они должны идентифицировать нас, понимать, что перед ними именно казахстанцы. Неважно, казахи, немцы или русские, а народ единой страны. Мы же по одному только взгляду узнаем индусов, японцев. Это нужно делать, потому что о Казахстане заговорили, нас узнают по внешнеполитическим делам. Теперь можно поработать и над имиджем.

Национальная мода не должна быть элитной, только для узких кругов. Дизайнер уверена, что при должном вкусе одежду с народным колоритом можно носить не только в праздники, но и в повседневной жизни.

– Эту проблему мы пытаемся решить в нашем регионе своими силами. И надо сказать, что делаем это достаточно успешно. Когда выезжаем на выставки в другие регионы, нас узнают, к нам обращаются и говорят: да, наша одежда нужна, востребована, интересна, но она должна выпускаться в достаточном количестве, быть разнообразной и интересной. Сегодня многие начали занимать нишу национальной моды. Но она такая слабая, немножко наивная, отдает музеем. На мой взгляд, должен быть микс между европейской и национальной одеждой. Не лепить абы где золотой парчой наши зооморфические узоры в большом количестве. Когда вижу такое, на ум приходит только «казахская Африка». Она раздражает, вызывает насмешку. Даже бабушки не хотят носить такие вещи, – рассказывает Малика Тюлемисова.

В ее руках – тот самый микс из моды Европы и Азии. Стильный сарафан приглушенного стального цвета. В нем есть и присущие степной моде воланы, и принт с национальными мотивами. Его не стыдно надеть в офис, а с нарядной блузкой – на праздник.

– Женщины старшего возраста требуют современной стильной одежды с национальным колоритом, чтобы она была комфортной, уютной, не вызывала насмешек и по цене доступной. Мы очень небогатая страна, согласитесь. Но быть правильно, хорошо и комфортно одетым – для этого больших денег не надо. Нужно обладать вкусом либо учиться этому. Наша легкая промышленность должна об этом думать – как одеть людей, чтобы они выглядели хорошо, модно, стильно и достойно. Мне нравится фраза, которую говорила одна из американских дизайнеров в 50-е годы прошлого века: одежда человека – это дом. Мы все хотим жить в хорошем, уютном доме, чтобы в нем было комфортно. Как мы его построим, как мы его оформим, какой дизайн придадим – зависит от нас. Построить такой красивый дом для казахстанских женщин – мой приоритет.

Задача эта не из простых. Дизайнер признается, что испытывает дефицит с кадрами.

– Я об этом кричу на всю страну! У нас не хватает профессиональных дизайнеров, конструкторов, портных. Этому нужно учиться и настраивать себя на то, что будет долгий процесс. И главное препятствие в подготовке себя к этому профессиональному мастерству – низкий уровень заработной платы. Не потому что я, как работодатель, хочу платить такие маленькие деньги. А потому, что в общем и целом экономика страны не позволяет пока развивать легкую промышленность. Поддержка есть, но она недостаточная. Требуются субсидии, грантовое финансирование, размещение государственного заказа. За почти 30 лет в швейном бизнесе я поняла и почувствовала, что настало время выжидания. Сейчас труднее и менее перспективно стало работать в швейном бизнесе, – признается директор ателье «Султан».
Как подобрать тот самый наряд? Цвет, силуэт, ткани подбираются каждым человеком индивидуально. Малика Галымжановна уверена, что людей нужно учить умению носить вещи со вкусом. Не стесняться принимать участие в мастер-классах.

– Женщинам постарше говорю: обращайтесь за советом к своим мастерам, дочерям, снохам. Они всегда скажут, что лучше надеть. Женщины с годами становятся консервативнее. И изменить привычку в ношении того или иного силуэта, той или иной одежды – это словно скалу сдвинуть. Но нужно запомнить одну простую вещь: изделия не должны быть кричаще яркими, в них не должно быть более трех цветов, в силуэтах нужно учитывать длину, пропорцию. Потому что без длины и пропорции вы не будете выглядеть хорошо, нужно критически посмотреть в зеркало, где и что можно скрыть, а что подчеркнуть. И люди, обладающие хорошим вкусом и умеющие правильно выстраивать силуэт, всегда кажутся красивыми, модными, стильными, стройными.

Малика Тюлемисова сама носит с удовольствием одежду с национальными элементами, стремясь задать моду. Она уверена, что именно публичные люди должны быть в авангарде.

– У меня есть наивная надежда, что люди, работающие в государственных структурах, на телевидении, будут носить одежду с национальными элементами. Без примера очень трудно возродить то, что мы потеряли в течение последних ста лет. Всю жизнь наши бабушки и дедушки носили казахскую народную одежду, и она смотрелась красиво и хорошо. И вдруг мы стали этого стесняться. Был упущен момент, когда людей нужно было не только накормить материально, но и духовно. В 90-х годах наш народ потерял дух и веру. А человек без веры не может жить. Эту нишу моментально кто-то заполнит, так и случилось с радикальными мусульманскими течениями. Наши женщины начали носить хиджаб. Мне нравится национальная одежда с некоторыми элементами мусульманского уклона. Потому что она защищает женщину, делает ее интереснее, скромнее. Никогда наши женщины не ходили с открытыми коленями, никогда не позволяли откровенных корсетов. Но и укрытыми в покрывало не ходили никогда. У женщины всегда должна быть тайна. И эту тайну можно сохранить современной длинной одеждой с народным колоритом.

Дизайнер признается, что счастлива уже тем, что люди начали осознавать себя и идентифицировать как граждане Казахстана.

– Возможно, это неосознанное ощущение, маленький патриотизм, – рассуждает Малика Галымжановна. – Люди захотели заявить о себе не только тем, что говорят на казахском, но и тем, как одеваются. В нашем северном регионе еще очень стеснительно и скромно говорят о том, что хотят на мероприятие пойти в национальной одежде. Поверьте, чтобы она стала таковой, достаточно добавить один элемент в европейское платье! Но он должен гармонично вписываться, не быть наляпанным. И меня очень радует, что народ стал интересоваться изделиями национальной одежды не только в подарок бабушкам и не только на Наурыз. В такие моменты я понимаю, что у моего дела есть будущее.

Жанна КАЛИЕВА


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77